– Лидия, выступление вашего сына в телешоу «Лучше всех!» поразило всех. Такого от пятилетнего мальчика явно никто не ожидал. Как воспринимает сам Саша обрушившуюся на него известность?
– Честно говоря, какой-то особой славы не свалилось. Во всяком случае, репортёры под окнами не дежурят, на улицах автографы не просят, да и вообще никто особо не узнаёт. На шоу у Саши была причёска и очки, которые он не носит в жизни, поэтому в реальности он выглядит не совсем так, как на экране. По-настоящему его узнали только один раз – в метро в Москве дня через три после эфира. Пару раз приходили корреспонденты из газет, и он давал им интервью, но это для него дело уже привычное: ещё до шоу он выиграл Всероссийский конкурс «Читаем Брюсова» и давал интервью по этому поводу.
Единственное, что действительно изменилось – с ним стали здороваться почти все дети, которые ходят в те же кружки, что и он, особенно те, кто постарше, а раньше они его просто не замечали. Теперь подходят, здороваются, интересуются, что он делает, а он обычно рисует в своих блокнотах что-нибудь «научное»: задачки, шифры, лабиринты. Теперь всё это хоть есть кому показать, кроме мамы.
– Каковы впечатления Саши от телепередач, в которых он участвовал? Мальчик сильно расстроился, когда выиграл у Дмитрия Диброва в «Кто хочет стать миллионером?», а получил за это всего лишь «сладкий приз»?
– В целом, он доволен, что поучаствовал там. Он любит перечислять передачи, где побывал, включая в список «Минуту славы», хотя там мы были только на кастинге со стихами и дальше не прошли. После съёмок «Кто хочет стать миллионером?» первые несколько часов расстраивался и злился, что дали конфеты, а потом довольно резко успокоился, и теперь рассуждает, через сколько же лет на самом деле ему можно будет участвовать в этой передаче, чтобы выиграть настоящие деньги. Насчитал, что через двенадцать.
Иногда просит меня включить ролик с его участием в «Лучше всех!» и, пересматривая в очередной раз, как-то прокомментировал момент, когда открывали чемодан: «Я прямо представил себе тогда, как сейчас откроют, а там лежат деньги, и представил, как я переезжаю в Москву!». Но не думаю, что это прямо какая-то травма, как пишут некоторые комментаторы в интернете, просто разочарование, что счастье было так возможно, а не случилось.
С мечтой о сингулярности
– Лидия, скажите, как и в каком возрасте у Саши проснулся интерес к всесторонним знаниям? Что, на ваш взгляд, спровоцировало такое увлечение?
– Саша всегда имел необычные для своего возраста увлечения. Например, когда сыну было 13 месяцев, выяснилось случайно, что он знает буквы. Они у нас висели на стене в длинном коридоре – каждая буква на отдельном листе, но мы их не учили, подходы к этим буквам были очень эпизодическими и редкими. Однажды я, просто в шутку, предложила ему показать мне букву «А», а он подошёл и показал. Я не особо впечатлилась, потому что «А» очень часто встречается. Но когда стала называть ему другие буквы, а он ходил вдоль стены и показывал все их совершенно правильно – я очень удивилась. До сих пор не знаю, когда и как он успел их выучить.
Тогда же, в год и месяц, он нашёл своё первое настоящее увлечение – полюбил игру «Сложи квадрат» Никитиных. Это была настоящая страсть! Саша очень подвижный ребёнок с рождения (даже в животе это очень ощущалось), и сидеть на одном месте он не мог, но с игрой «Сложи квадрат» он мог просидеть не менее получаса. Когда я пыталась ему показать, что именно требуется в этой игре, сын очень нервничал, отталкивал меня, у него явно были какие-то свои мысли, и я отстала. Я просто смотрела, что делает Саша, и мне стало понятно, что все перекладывания у него имеют какой-то смысл: сын явно опытным путём пытался определить, какой кусочек с каким стыкуется, с каким – нет, а где остаются просветы. С тех пор я перестала вмешиваться в его игры, если он не просил меня помочь сам, это мне показалось важнее, чем научить сына выполнять что-то по шаблону. Игра «Сложи квадрат» была в фаворитах около трёх месяцев, он играл в неё каждый день по несколько раз, а любая мама скажет, что для возраста в один год и пару месяцев – это просто нереальный интерес.
Чуть позже, где-то в полтора года, выяснилось, что у Саши уже очень хорошо развита логика. Он любил решать всякие задания для малышей на развитие логики, я никогда не объясняла и не подсказывала сыну, что надо делать – если не получалось, мы просто оставляли какое-то задание и возвращались к нему через некоторое время. Мне было принципиально, чтобы он догадался сам, в чём там дело. В итоге к трём годам мы перерешали все пособия по логике и мышлению для детей-дошкольников – вплоть до помеченных возрастом 5-6 лет. В это же примерно время Саша увлёкся логическими играми, например, фирмы «Бондибон». И хотя на половине из них стояли метки 8+, в 2,5 года ему это было несложно, просто очень нравилось.
Добавлю, что ещё в год с небольшим было видно, что наш ребёнок имеет технический склад ума. Он практически не смотрел мультики – было не интересно, но мог, например, зависнуть, если ему включали видео с устройством двигателя внутреннего сгорания. С двух лет нежно и искренне любит математику, сейчас имеет в этой науке достаточно серьёзные познания для своего возраста, причём предпочитает не столько цифры, сколько довольно сложные понятия и концепции, типа теоремы Ферма.
«В неполных четыре года сам вывел возможность существования отрицательных чисел, и, когда я ему сказала, что такие действительно существуют, – радости не было предела!»
В три года сын собирал из конструкторов роботов, которых можно было трансформировать в какие-нибудь виды транспорта: то в самолет, то в машину, то в бульдозер. Это были просто конструкторы, состоящие из отдельных элементов, а он уже сам придавал им такие формы. Это удивляло, мы с мужем постоянно спрашивали друг у друга, не помогали ли он или я это собрать, потому что сами не верили, что трёхлетка такое может.
Химия Сашу начала интересовать в четыре года, после того, как он увидел настоящие химические эксперименты в научном музее. Сын потребовал повесить ему таблицу Менделеева и стал её изучать. Я не знаю, что он там видел, я вообще к ней не приближалась, думала: почитает – и перестанет.
«Но ребёнок нашёл на полке книгу «Элементы» Теодора Грея, которую я купила на будущее, и стал её изучать»
В итоге однажды выяснилось, что таблицу он знает наизусть и может рассказать об элементах, хотя и не обо всех. Папа с ним как-то побеседовал насчёт реакций и пришёл к выводу, что Саша всё понимает, и с ним вполне можно изучать химию, раз ему так хочется. Теперь мы всей семьей изучаем химию по учебникам и разным источникам, и по выходным мужчины ставят какие-то опыты с настоящими химическими реактивами: папа гораздо лучше меня может объяснить протекающие реакции и рассказать что-то смежное.
– Когда вы заметили, что ваш ребёнок явно не такой, как все?
– Наверное, когда сама пришла работать в детский сад музыкальным руководителем. До этого я всерьёз думала, что все дети абсолютно такие же, просто не всем дают возможность узнать что-то не по возрасту. Иногда так же думаю и сейчас, хотя понятно, что далеко не всем детям интересно то, что интересно Саше.
Но это сложный вопрос: такой он или не такой, потому что у всех есть какие-то сильные стороны. Например, некоторые дети уже в три года умеют чистейше петь, а Саша и сейчас не может, имея маму-музыканта. Или некоторые ребята рисуют просто какие-то необыкновенные вещи с невероятной фантазией, а наш сын в этом не блещет, хотя ходит в художественную студию.
«У Саши просто несколько специфические интересы и знания, которые настолько редко бывают достаточно развиты в этом возрасте, что их можно посчитать невероятными»
Меня же в нём удивляет не отличие от других, а то, что я не понимаю, что может быть интересного для ребёнка его возраста, например, в той же таблице Менделеева. Он уже больше года её пристально изучает, читает, что-то там высматривает, и всё – совершенно самостоятельно! Что там для него такого интересного? Я не знаю. Я понимаю, почему интересуют химические опыты – это красочно, это весело, необычно. Но Сашу интересуют не только опыты, его интересует теория, и вот это уже мне не близко, потому что это всё довольно абстрактно.
Или сингулярность! Слово красивое, конечно, но что в этом такое завораживающее мог увидеть пятилетний ребёнок? Однако даже в Политехническом музее он больше всего времени провёл перед экраном, где показывалось виртуальное путешествие в прошлое – к моменту Большого взрыва (а сингулярность – это состояние Вселенной как раз перед Большим взрывом). Вообще, попасть в прошлое именно к моменту этого самого взрыва – самая большая мечта у Саши. Ещё в четыре года он довольно часто предлагал мне то создать газопылевое облако, чтобы сделать взрыв, то почитать, как можно туда попасть… Теперь по этому поводу сын успокоился, поскольку уже точно решил, что когда вырастет, сделает машину времени и полетит туда, чтобы всё увидеть своими глазами.
– Эта его сверхжажда новых знаний никогда вас не пугала?
– Пугала. Особенно когда, начитавшись интернета, я стала высматривать у него черты аутиста. Это было в его два года. У меня даже были попытки его ограничивать: не давать ничего нового, не поддерживать разговоры на темы, которые слишком сложны. Но не получилось. Кажется, даже наоборот – он ещё больше начинает думать.
«Однажды я оставила его в пустой комнате только с блокнотом и ручкой, а через пару часов он вышел оттуда с открытием, что если какую-то цифру от 1 до 9 умножить на 11, то получится число, состоящее из таких же двух цифр!»
Когда мы на полтора месяца уехали на море, и я не взяла с собой никаких пособий, чтобы отдохнуть ото всего, мне приходилось каждый день, даже плавая в море, выслушивать рассуждения о степенях чисел, римских числах и химических элементах. Так что ограничивать бесполезно, лучше направить это всё в контролируемое русло.
«Когда-то я хотела, чтобы у меня был умный ребёнок. Реальность превзошла любые самые смелые мои ожидания»
Но я поняла одно: я могу хотеть или не хотеть, а будет так, как есть, и никак иначе. От моего желания он не станет умнее, не станет заниматься чем-то другим, не перестанет хотеть того, чего хочет. Я могу лишь помочь сыну, а выбор явно не за мной.
– На ваш взгляд, обладает ли мальчик какими-то сверхспособностями?
– Не думаю, что это можно назвать сверхспособностью, но одна особенность у него точно есть.
«Я думаю, он – интуит. Это такой способ приобретения знаний, который осуществляется не через зрение, слух или осязание, как мы привыкли считать, а с помощью шестого чувства»
Я думаю, Саша так радуется каким-то теориям, когда их узнаёт, именно потому, что внутри себя давно знал, что так оно и есть. Это не какая-то его уникальная способность – таких людей немало, но канонически людей делят на аудиалов, визуалов и кинестетиков. На самом деле есть более глобальное деление – на интуитов и сенсориков, а вот уже сенсорики используют для познания мира зрение, слух или осязание. У интуитов же все чувства работают почти одинаково, передавая информацию по всем каналам, которая обрабатывается где-то в подсознании и выдается практически в готовом виде – остаётся только осознать с помощью некоторых внешних источников.
На сцене и в детсаду
– Как давно Саша умеет читать и писать? Занимается ли спортом? Какие сказки любит? Чем ещё, кроме интенсивного познания мира, увлекается?
– Впервые чтение коротких слов он продемонстрировал в два года и десять месяцев. Писать научился сам примерно в 3,5 года. Я не пыталась этому даже учить, потому что Саша и рисовать-то не хотел – какое уж тут писать. Но ему очень надо было записывать свои мысли, видимо, – и он научился сам. Теперь сын иногда рассказывает, что написал уже пять книг – «МатеУм», «Рассказы о чёрных дырах» и ещё несколько в том же духе. Это, конечно, не книги, но пишет он что-то бесконечно. Почти столько же, сколько и болтает.
«Принято считать, что если ребёнок увлекается науками, то он малоподвижный, но это не наш случай»
Конечно, в спорте Саша не особо выделяется, но развит очень даже неплохо. Около полутора лет мы ходим в цирковую студию, где он занимается ритмикой и акробатикой. Я туда отвела сына специально, чтобы он учился владеть своим телом, укреплял мышцы. Особых результатов я не жду. Но уже сейчас можно сказать, что чему-то он научился, например, почти стоит на голове, делает какие-то стойки вверх ногами, делает «рыбку» до головы, почти получается «колесо», умеет долго прыгать на скакалке, лазить по канату.
Саша любит смотреть мультфильмы про роботов. Роботы-трансформеры – одно из его самых долгих увлечений. Одно время очень любил мультсериал «Боты-спасатели» – он добрый, я была не против. Про войны роботов смотреть не особо даю. Но больше, чем мультики, Саша любит разные научные телепередачи – это хит всегда. Особенно ему нравится серия передач «Академия занимательных наук». Я думаю, интерес к математике и химии подогрелся именно ими, хотя они и довольно сложные для понимания дошкольника, предназначены для учеников средней школы.
Помимо цирковой студии мы ещё ходим в театральную, вокальную и художественную. На вокал я отвела сына сама, потому что мне стало обидно, что мой ребёнок не умеет петь, а со мной заниматься он категорически отказывался. В театральную и художественную попросился сам. Саша вообще очень любит делать что-то руками – поделки, аппликации, рисунки. Если видит, что где-то проходит какой-то мастер-класс, обязательно туда отправляемся.
Ещё мы учим много стихов, Саша часто выступает на концертах в качестве чтеца, знает наизусть более 150 стихотворений, и все очень длинные, многие сложные.
Выступать вообще очень любит – это для него отличная мотивация для выполнения рутинной работы, которую не всегда хочется делать. Причём я никогда не думала, что он выйдет на сцену – сын не любил публику, боялся, стеснялся и зажимался. Но однажды, ближе к пяти годам, он сказал: «Я хочу выступать на сцене». Поскольку поёт и танцует Саша не сильно хорошо, я не знала, как сделать так, чтобы он вышел на сцену, и предложила ему поучаствовать в конкурсе чтецов, который как раз должен был пройти в городе. Сын согласился, мы пошли на этот конкурс, и он занял второе место. И с этого момента началась его «карьера» чтеца. На данный момент в этом жанре в городе (Торжок) больше никто из детей не выступает – только Саша.
– Мальчику ведь скучно, наверное, в обычных дошкольных учреждениях? С кем он дружит? Как любит проводить время?
– Я бы не сказала, что ему скучно. Саша очень любит общаться с детьми, играть, бегать, дурачиться. Если спросить, что ребёнку больше нравится – изучать химию или играть с детьми, я думаю, он не сможет выбрать однозначно.
Дружит он со всеми, кто готов дружить с ним. В группе у сына есть две подружки – обе Полины, и несколько мальчиков, с которыми он дружит более-менее постоянно. Причём один мальчик из неблагополучной семьи, у него не очень хорошо развита речь и есть какая-то заторможенность, но Саня будто взял над ним шефство – пытается его чем-то порадовать: то игрушку принесёт поиграть, то шарик подарит, то от других защищает. Конечно, не бывает у детей и без конфликтов, иногда и до драк доходит. Мальчик есть мальчик, мы объясняем, где он был не прав, как можно было поступить иначе, но в целом он обычный ребёнок, и это нормальные вехи развития.
О семье и воспитании
– Саша – единственный ребёнок в вашей семье? У вас в роду, может быть, имелись научные светила?
– Да, Саша у нас единственный ребенок. Есть у него двоюродные братья, оба старшие, которых он очень любит, но родных нет. В роду наукой никто не занимался. По линии мужа почти у всех в семье техническое образование – инженеры, муж занимается компьютерами, так что технический склад ума, видимо, оттуда. В моей семье все гуманитарии, я и один из моих братьев – музыканты, ещё один – спортсмен.
– Видите ли вы сейчас области практического применения таких способностей Александра?
– Насчет применения способностей – вопрос сложный. Можно было бы организовать какие-то мини-лекции с его участием, где он делился бы знаниями с другими детьми и всеми, кто интересуется, или устроить какие-то мастер-классы с конструкторами и химическими опытами. Но любое мероприятие подобного рода требует согласования с инстанциями, а там даже слушать не пытаются, если речь идёт о ребёнке Сашиного возраста.
«Телевидение – это пока первое и единственное место, где с интересом отнеслись к подобным знаниям у ребёнка»
Всё, что я слышала до этого, в лучшем случае сводилось к совету не напрягать ребёнка и не лишать его детства. Объяснять и доказывать что-либо не вижу смысла – всё равно не поверят, что ребёнку это может быть интересно самому, без давления родителей. Поэтому на данный момент мы пытаемся снимать свои видеоролики для youtube-канала, где Саша мог бы реализовать себя. Проще всего пока со стихами – именно их мы снимаем чаще всего, но разрабатываем сценарий роликов о химии, пытались снимать ролики о математике.
– Каковы главные черты характера вашего сына?
– Неугомонность! Его очень-очень-очень много. Он пытается влезть во всё, что видит, поучаствовать во всём, что попадается, всем раздать советы, везде вставить свои пять копеек, прокомментировать происходящее. Когда сын успевает при этом ещё и думать о чём-то – просто загадка!
«Саша – это постоянный позитив, который порой зашкаливает. Много энергии, много желаний, много радости. Больше, чем у среднестатистического ребёнка – это отмечают все. Для того, чтобы от него не закружилась голова, надо много взрослых, которые будут сменять друг друга»
Он большой спорщик, ничего не принимающий на веру. Стоит на своем до последнего, аргументирует и доказывает, что он прав. Возможно, это не плохое качество по жизни, но когда оно свойственно ребёнку – это очень тяжело для его родителей. Плюс ко всему, Саша – лидер, готовый повести за собой и упёртый в своих желаниях, особенно там, где это касается каких-то знаний или когда ему приходит в голову выяснить что-то экспериментальным путем.
– Дибров, помнится, называл его Александром Алексеевичем. Вы к сыну дома как обращаетесь? Есть ли у него домашние прозвища?
– Бобёр – так иногда ласково называет его папа, потому что в раннем детстве Саша всё тащил в рот и грыз. А я его называю обычными милыми словами – Киска, Зайка, Рыбонька. Одно время я вела блог про Сашу в Живом журнале, и там его знали под именем «Ваш Умняш». С этим же ником мы пытались делать ролики на Youtube, но потом я отказалась от этого прозвища – ребёнок растёт, и буквально через несколько лет такое имя может показаться уже насмешкой. Так что теперь он просто Александр Кравченко.
– Как бы вы сформулировали жизненный девиз вашего сына?
– Девиз у него, наверное, всегда по жизни один. Года в четыре Саша сам сформулировал это так: «У меня в голове постоянно происходят какие-то мышления, и даже когда я не говорю — я всё мышлюю и мышлюю!»
Читайте другие интервью Лаки Чайлд о детях с необычными способностями:
Девочка-каучук: интервью с мамой Вари Гордеевой
Девочка-магнит
Тимофей Цой: как удивить Президента
Миша Осипов: не вундеркинд
Эта статья может быть интересна твоим друзьям? Поделись ссылкой в своих соцсетях:
С нами уже более 50 000 подписчиков!