Все мы родом из детства

- Андрей Алексеевич, в каком возрасте Вы начали заниматься футболом? Что подвигло выбрать именно этот вид спорта?

- Профессионально я начал заниматься футболом с 9 лет, когда попал в Школу олимпийского резерва «Смена» (Москва) – была такая футбольная школа в Люблино. А так, сколько себя помню, летом во дворе мы играли в футбол на площадке, а зимой эту площадку превращали в каток и гоняли там шайбу.

Мой первый тренер Владимир Сергеевич Бобков пришёл к нам в общеобразовательную школу и на перемене вывел ребят поиграть в футбол на пришкольной площадке. Там он меня заметил и пригласил уже на официальный отбор в футбольную школу «Смена», который я и прошёл.

В детстве я мечтал заниматься хоккеем, этот вид спорта мне нравился больше. Мне казалось, что он более зрелищный, и по телевидению в то время больше показывали трансляции хоккейных матчей. Моей мечтой было попасть в хоккейную школу, да и в хоккей я хорошо играл, потому что особых развлечений у нас в то время не было. Обзванивал многие хоккейные школы Москвы, но попасть туда не получилось, говорили, что не подхожу по возрасту, нужно подождать. А вот в футбол попал – после приглашения тренера.

- Слышал, что Вы очень хорошо учились в школе. Это не самая обычная история для футболиста. Регулярные тренировки и участие в турнирах учёбе не мешали?

- Действительно, я хорошо учился, начиная с первого класса. Закончил школу без троек, средний балл аттестата у меня был 4,5. Как-то так с первых дней учёба пошла у меня хорошо, мне нравились практически все предметы, и даже в то время, когда я уже профессионально занимался футболом, старался учиться хорошо. Это родители с детства привили, сказали, что после окончания школы нужно будет выбирать профессию, поступать в какой-то хороший институт, а без знаний это не получится. Ведь тогда я не предполагал, что стану профессиональным футболистом, поэтому должное внимание уделял учёбе.

А когда уже начал профессионально заниматься футболом, конечно, учиться стало сложнее, потому что тренировки бывали двухразовыми – утром и вечером, в школу шли после первой. Спасало то, что тогда были созданы спортивные классы, в которых вместе учились все игроки команды. Вот, например, в «Динамо» у нас полкласса было футболистов, другая половина – хоккеисты. Но скажу, что поблажек особых в учёбе нам не давали. Естественно, когда проводились какие-то соревнования, или матчи проходили в день учёбы, то нас отпускали, но потом это всё приходилось наверстывать – учить и сдавать.

- Знаете кого-то из игроков нынешней национальной сборной России, кто бы тоже в средней школе преуспевал?

- Честно говоря, я сейчас не слежу за тем, как учились футболисты, выступающие теперь в хороших командах и сборной России, но, думаю, что многие нынешние игроки имеют достойное образование, потому что слышу и читаю их интервью и понимаю, что ребята образованные. Хотя особо близко ни с кем из нынешних футболистов национальной российской сборной я не знаком.

- Каким был Ваш режим дня в детстве? Как удавалось всё успевать?

- Когда я начал заниматься в футбольной школе, то режим был таким: утром мы ехали на первую тренировку, она начиналась в полдевятого, поэтому подъём был ранним. По окончании утреннего занятия нужно было быстро успеть на уроки, которые начинались через полчаса. И после учёбы какое-то время давалось для отдыха, личных дел, а потом шли опять на тренировку, которая заканчивалась поздно. Путь домой, который занимал примерно около часа. Вот по дороге или уже по приезду нужно было подготовиться к школе на следующий день. График был достаточно тяжёлым, и времени на какие-то другие дела – погулять или во дворе пообщаться с кем-то из друзей, - не оставалось.

- Каких-то неудобств родителям Ваши серьёзные занятия футболом в детстве не доставляли?

- Родители к моим занятиям футболом относились хорошо, потому что время было достаточно сложное – 80-е годы, когда многие ребята попадали в не самые приятные ситуации. Поэтому родители приветствовали то, что я занимался футболом, но в то же время серьёзно не воспринимали, что этот вид спорта может в дальнейшем стать моей профессией, поэтому всегда напоминали мне о том, чтобы я хорошо учился, их мечтой было, чтобы я поступил в вуз и получил достаточно высшее образование.

- А Вы сами хотели бы, чтобы Ваши дети занимались футболом?

Актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!

- Знаете, каждый родитель хочет, в первую очередь, чтобы его ребёнок был здоров и счастлив в этой жизни – неважно, в какой сфере он себя найдёт: футбол, наука, ещё какие-то занятия. Просто заставлять своего ребёнка и говорить ему: давай, ты должен стать футболистом и пойти по моим стопам… Такого я не делал и не собираюсь делать. Конечно, направлять в какой-то вид спорта нужно, но уже потом сам ребёнок решает, что именно ему нравится, и, вообще, нужен ему спорт или нет.

Мундиаль – турнир особый

- Так получилось, что Ваш период выступлений за национальные сборные СССР, СНГ, России уложился ровно между чемпионатами Мира 1990 и 1994 годов. Мечтали сыграть на мундиале?

- Да, я мечтал сыграть на чемпионате мира в США в 1994 году. Я выступал на EURO-1992 в Швеции, но потом в сборной сменился главный тренер: после распада СССР её возглавил Павел Федорович Садырин, и, насколько я понимаю, он не видел во мне игрока национальной дружины. Привлекал меня на первые сборы команды, на товарищеские встречи, но потом ставка была сделала на других футболистов, и я выпал из обоймы. Однако есть один очень интересный эпизод в моей жизни. Я очень хорошо начал играть за основной состав команды «Динамо» (Москва) в 1990 году в чемпионате СССР – это был как раз год проведения чемпионата Мира в Италии. Уже позже, когда сам стал тренером молодежной сборной России, я тесно общался с Сергеем Михайловичем Мосягиным, соратником великого Валерия Васильевича Лобановского, и как-то попросил у него записи тренировок этого выдающегося тренера. И в этой тетрадке был список кандидатов на поездку на итальянский чемпионат мира, и вот на позиции заднего центрального защитника я значился под третьим номером. Очень было приятно тогда узнать, что Валерий Васильевич Лобановский меня оценил и включил в число кандидатов на участие в мундиале в Италии. Конечно, для любого футболиста чемпионат мира – наивысший по значимости турнир, каждый занимающийся футболом человек, играющий на высшем уровне, мечтает поучаствовать в этом соревновании в составе национальной сборной своего государства.

- На Ваш взгляд, каковы шансы сборной России на домашнем чемпионате мира? На какие места команда в состоянии претендовать?

- Вы знаете, сейчас многие говорят о том, что нам досталась не самая сильная группа, и о том, что мы легко из неё выйдем. Но я считаю, что к любому сопернику в нашей группе нужно относиться очень серьёзно, на таком турнире любая команда в состоянии преподнести сюрприз. Поэтому нужно очень хорошо подготовиться к этим оппонентам. Первоочередная задача – выйти из группы. Не думаю, что сейчас нужно озвучивать какие-то долгосрочные цели, нагнетать обстановку, вроде того, что наша сборная должна оказаться в полуфинале или четвертьфинале. Надо двигаться от матча к матчу. Очень важен первый поединок, потому что если добиваешься в нём победы, то твои шансы на выход возрастают. Поэтому ещё раз говорю, что нужно очень хорошо проанализировать всех соперников, которые нам достались, и очень серьёзно готовиться к каждой встрече.

- Как оцените тренерскую квалификацию наставника сборной России Станислава Черчесова, с которым когда-то играли вместе?

- К Станиславу Саламовичу отношусь очень уважительно. Мне довелось с ним играть и в национальной сборной, и в московском «Спартаке», и потом мы пересекались в Австрии, когда он выступал за футбольный клуб из Инсбрука, а я защищал цвета «Штурма» из Граца. После окончания игровой карьеры мы продолжали общаться и вместе сдавали экзамены на получение тренерской лицензии PRO. Конечно, сейчас общаемся меньше, потому что я представляю себе, что это такое – быть наставником национальной сборной России, сколько информации приходится переваривать, сколько футбольных матчей необходимо посетить. Я считаю Станислава Черчесова отличным специалистом. Он проделал большую работу в тех российских командах, которые возглавлял. А ещё этот тренер сотворил, можно сказать, чудо в польской «Легии», когда принял дружину, идущую на втором месте с отставанием в 10 очков и привел её к чемпионству. Я на себе ощутил, работая в Сербии, что такое быть тренером-иностранцем. Поэтому считаю, что Станислав Саламович заслужил это назначение, и хочу ему пожелать успеха, удачи, чтобы этот чемпионат сложился для него и нашей сборной хорошо.

Былое и думы

- Вы в своё время тренировали юношескую и молодёжную российские сборные. Надеетесь ли когда-нибудь поучаствовать в чемпионате мира в качестве наставника национальной сборной России?

- Для любого игрока, профессионально занимающегося футболом, участие в чемпионате мира – самая важная вершина. Точно так же и каждый тренер, работающий в футболе, мечтает в какой-то момент возглавить национальную сборную своей страны и сыграть с ней в серьезном турнире – будь это чемпионат Европы или чемпионат мира. У меня тоже есть такая мечта. Ясно, что это труднодостижимая цель, но надо к ней стремиться, идти. Если не ставить таких целей и задач, то не вижу смысла работать в футболе.

- По Вашему мнению, этот чемпионат мира будет особенным в сравнении со всеми остальными? Если да, то в чём конкретно?

- Вы знаете, любой новый чемпионат мира приносит какие-то такие надежды и эмоции, которых не было на предыдущих мундиалях. В 1974 году этот турнир состоялся в Германии, потом все ожидали, что будет неповторимый мировой чемпионат в 1978-м в Аргентине, и, наверное, так оно и было: ни с чем не сравнимая атмосфера, как сейчас помню, бросание с трибун рулонов бумаги, которую приходилось убирать с поля, как снег. Затем следующий чемпионат мира в Испании. Тоже говорили, что это будет что-то необычное. Поэтому ожидаем того же и от нашего российского мирового чемпионата. Во-первых, даст толчок дальнейшему развитию футбола – мы увидим какие-то новые веяния в этом виде спорта. К чемпионату мира в России были построены суперсовременные стадионы – надеемся, что во время турнира все они будут заполнены. К нам приедет множество туристов из разных стран со своими национальными культурами, поэтому оценить чемпионат мира – что он привнёс, что дал, какие эмоции вызвал, - можно будет, наверное, только после его завершения. Сейчас нужно просто надеяться, что наша страна действительно проведёт это грандиозное соревнование на самом высоком уровне.

- Станет ли этот мундиаль заметным толчком к тому, чтобы сотни тысяч российских мальчишек и девчонок начали заниматься футболом, как считаете?

- Я надеюсь, что чемпионат мира привлечёт ещё больше детей в футбольные школы нашей страны, что станут открываться новые футбольные академии, будут строиться новые поля. Я надеюсь, что люди, обладающие достаточными политическим влиянием и финансовыми средствами, начнут развивать футбол в нашей стране и способствовать привлечению детей в футбольные школы. Как правило, всегда такое значимое событие в любой стране несёт развитие данного вида спорта, культурное развитие нации.


Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!