Всовременном мире грудное вскармливание матерью своего новорождённого ребёнка – это нечто естественное и само собой разумеющееся. Более того, даже при глобальном развитии целой индустрии искусственного питания младенцев, многие женщины отчаянно борются за грудное вскармливание, изучая различные приёмы и методы, а также привлекая специалистов соответствующей квалификации. У многих получается наладить и максимально продлить естественное грудное вскармливание, обеспечив тем самым своего малыша самым ценным и незаменимым материнским молоком.
Но так было далеко не всегда. Буквально пару-тройку сотен лет назад кормление собственного ребёнка в дворянской семье считалось неправильным и даже чем-то зазорным. Поэтому повсеместно в обеспеченных семьях были распространены кормилицы. Должность эта считалась престижной, и получить её было большой удачей. Женщины, получившие место кормилицы, обеспечивалась хорошим питанием, одеждой, им предоставлялось место проживания и материальное вознаграждение.

До наших дней дошли великолепные полотна, на которых изображены кормилицы с детьми, которых они вскармливали. Если обратить внимание на эти картины, то можно узнать много нового.
На полотне Леонида Пастернака «К родным», написанном в конце XIX века, мы видим купе вагона, в котором сидит молодая дворянка, одетая в чёрное траурное платье, и кормилица с маленьким ребёнком на руках. Возможно, у женщины скоропостижно скончался супруг, и она отправилась к родным. А может быть, умер кто-то из близких родственников, и она направляется на траурную церемонию. Кормилица изображена в традиционном сарафане – именно такую одежду носили женщины, вскармливавшие дворянских детей. Цвет кокошника говорит о поле малыша. На картине изображен кокошник синего цвета, значит, у кормилицы на руках мальчик.




На фотографии Карла Буллы изображён заводчик Савельев с дочерью, которую держит на руках кормилица. Женщина улыбается, она одета в русский сарафан, на ней кокошник и бусы в три ряда. Выглядит вполне счастливой и довольной жизнью. Сам заводчик стоит на заднем плане также в парадной одежде. Фото сделано примерно в 1900 годы, учитывая дороговизну фотографий, можно сделать вывод, что к кормилицам относились практически как к членам семьи.
Институт кормилиц просуществовал до революции 1917 года, хотя и в начале XX века получил некоторое ослабление вследствие того, что императрица Александра Фёдоровна сама кормила своих детей. Придворные, желая того или нет, должны были следовать примеру, подаваемому императорской семьей.
Для современных женщин необходимость бросить детей и пойти в кормилицы к постороннему ребёнку кажется чем-то варварским, но для женщин того времени это было обыденной практикой. Более того, это было одной из немногих возможностей изменить экономическое положение своей семьи, а также подняться на так называемом «социальном лифте». Поэтому, как правило, женщины шли на подобную работу с удовольствием.
С нами уже более 50 000 подписчиков!