В своём блоге Дарья Могучая рассказывает о том, как живёт её семья: мама, папа, два родных сына и одна приёмная дочка Василиса. Рассказывает очень просто и доступно – обо всех трудностях и радостях, с которыми они сталкиваются ежедневно, о том, что приёмное родительство – это совсем не подвиг, а взвешенное и ответственное решение.
С нами уже более 50 000 подписчиков!
Мы с удовольствием делимся историей Дарьи – Мамы с большой буквы, для которой нет ничего невозможного.
В моём личном дневнике есть записи с 2008 года о том, что я хочу приёмного ребёнка. Тогда мне был 21 год. К действиям перешла ближе к 25, уже будучи замужем. Начала с волонтёрства. На сайте «Невидимые дети» взяла подшефную из Котласа, писала ей письма, отправляла посылки. Затем прошла Школу приёмных родителей, ну и муж прошёл за компанию (хотя это необязательно). После этого родился наш первый сын Лука, и мысли о «приёмстве» отпустили.
О Василисе мы узнали, когда знакомая с форума скинула ссылку на её анкету: инвалид с ДЦП, и ещё куча других диагнозов. Звоню, уточняю: хотя бы с опорой стоит? Ответ: нет, она лежачая... Но я не зря сидела столько на форуме: по опыту других мам знала, что нужно ехать и смотреть на каждого ребёнка. Если не себе возьмём, то хоть попиарю. Я уговорила мужа просто съездить посмотреть только эту, и всё – обещала отстать на год. Ну, на полгода точно.
И вот мы там. Муж с сыном в коридоре, меня бомбит диагнозами и неутешительными прогнозами главврач в кабинете. Киваю, поддакиваю, лицо кирпичом делаю. Заносят. Боюсь обернуться, медлю. Поворачиваюсь – на Луку похожа. Зову мужа, по пути шепчу про сходство. Идём в игровую. Василису ведёт за руку воспитатель.
— О, так она не лежачая?
— Недавно начала ходить, да.
Ну вот посмотрели. Муж видел её один раз, в первую встречу, потом только на видео, что я для него снимала, и когда забрали. Я – пять раз. Ничего, внутри не ёкало. Просто посчитали, что мы могли бы стать ей родителями. Стали.
Я раньше думала, что вот возьму ребёнка и буду учить его всему, а он, разумеется, с радостью будет учиться. Что я буду восполнять дыру обнимашек и поцелуев, а он будет с благодарностью принимать это. Я буду любить его, а он меня в ответ. Я особо не задумывалась: а когда должна прийти эта любовь? В моих мечтаниях меня должно было разразить громом при виде моего ребёнка, ну или хотя бы вдруг присниться вещий сон. Дура.
Всё оказалось намного проще, обыденнее и без романтики и знаков свыше. Увидела анкету, позвонила, навестила пять раз, подписала согласие, забрали. Теперь кормлю, пою, мою, реабилитирую, хвалю, ругаю, нежничаю, раздражаюсь, учу, воспитываю, социализирую, занимаюсь. Так и живём.
Всё-таки у нас с Василисой было всего пять встреч, и мне в эти встречи вообще не до соплей было. Мне нужно было максимально выжать информации. Аутизм есть? Обучаема будет? Потянем ли мы её?
В наши дни ты даже перед тем, как выйти замуж, год-три узнаёшь мужа будущего, живёшь с ним, а потом принимаешь решение. А приёмный ребёнок — это как муж в старые времена: привела домой и живи. Учись понимать, узнавай характер, учись любить.
Чем больше от неё отдача, тем легче мне морально. Ну все согласятся: тяжело играть в одни ворота, будь то мама, муж или ребёнок, когда в ответ тишина… После купания у нас «лялечка» – заматываю в полотенце банное и на руках качаю. Ну и просто подбегает: «Давай обнимемся», «Давай поцелуемся». Не просто механически повторяет, а изъявляет желание. И обязательно две щеки, одна не катит.
Тишу, нашего младшего сына, тоже гладит, целует. А в редкие порывы и с Лукой бывают обнимашки. Ну с мужем – это само собой. Так что девчонка у нас ласковая.
Вообще, дети из детдомов отличаются от тех, кто растёт в семье. Дело же не в детдоме. Копните глубже. Дело же не в том, кто вас окружает, а в том, кого рядом нет. Не может никакой персонал и даже самый квалифицированный, адепт Петрановской заменить мать. Самую плохонькую мать.
Василиса до 4 месяцев развивалась нормально. Когда её изъяли, она, видимо, просто заморозилась. В 2 года ребёнок пошёл. Не говорил. Не воспринимал речь. У многих детей включается установка «мамы нет, незачем жить». Не для кого расти, не для кого стараться.
Биологическая мать у Васёны почти моя ровесница. Четверо детей. Лишена прав из-за пристрастия к алкоголю. Мне несложно не держать на неё обид и зла, потому что намеренного вреда, насколько я знаю, Василисе она не наносила. А насчёт осуждать… Мне уже не 21 и не 25, жизнь уже пощёлкала по носу, и встревала я именно в то, что осуждала и от чего зарекалась. Это прокачиваемый и очень полезный навык – не осуждать. И сложный, да.
Если Василиса захочет сама познакомиться, общаться, ухаживать за своей биологической матерью в старости, то это будет означать, что мы вырастили хорошего человека. Умеющего прощать, заботиться, любить.
Не бойтесь брать приёмных детей. Пока мы живём, может, стоит чуть меньше взвешивать и чуть больше делать? Говорю это и себе в том числе.
Смотрите реально на жизнь. Да, любовь – это смысл, это цель. Но любить – это глагол. Это делание. Это каждодневный труд. Бери и люби.
Блог Дарьи Могучей вдохновил многих родителей взять малыша из детского дома. И, прежде всего, потому, что она максимально честно рассказывает обо всех этапах этого процесса и отвечает на каждый сложный вопрос своих подписчиков.