Моя бабуля Антонина Ивановна – участница трудового фронта, умница, красавица и просто замечательный человек. В этом году она отметила свой 90-летний юбилей. Несмотря на возраст, она хранит в памяти историю давно минувших дней и с удовольствием поделилась со мной воспоминаниями о своей молодости, родительстве и житейских премудростях того времени.
Бабушка родилась и выросла в небольшой деревеньке в Подмосковье. После школы поступила учиться в техникум в Москве и в 20 лет успешно его окончила. В 1952 году по распределению попала в грузинский город Кутаиси, где на заводе познакомилась с будущим мужем – моим дедушкой. Он тоже был молодым специалистом, оказавшимся там по распределению. Им нравилось жить в Грузии, они с интересом изучали местный язык, заводили новые знакомства. Впоследствии они не раз ещё возвращались в отпуск в эту страну, а тогда ещё республику в составе СССР.
Первый триместр дался бабушке очень тяжело из-за ужасного токсикоза. Было решено, что она вернётся к себе на родину и будет там дожидаться мужа. Семья приняла её без осуждений, хотя штампа в паспорте у них ещё не было. Как такового наблюдения за беременностью у неё не было, но на учёте бабушка стояла сначала в заводской поликлинике в Кутаиси, потом была под присмотром акушерки в сельской больнице.
Дедушка приехал к ней незадолго до родов. После знакомства с семьёй они отправились домой к главе сельсовета с просьбой расписать их. Представительница закона одобрила их намерение, покопалась в старенькой тумбочке и извлекла оттуда бланк и печать. В течение нескольких минут брак был зарегистрирован. Вот и вся свадьба.
Молока своего у бабули не оказалось, пришлось кормить жидкой манной кашей на коровьем молоке, разведенном водой. Через несколько месяцев дедушка получил новое направление на работу – на шахту в Тульскую область. Первое время после переезда малышка спала в оцинкованной ванночке для купания. Прикармливать другими продуктами, такими, как супы, каши, мясо, чай, начали с 10 месяцев. Пеленали тогда детей до трёх-четырёх месяцев, подгузники делали из старых ветхих простыней. Ползунков ещё не было, шили специальный нагрудный топ, к которому были пришиты резинки с застёжками, к которым крепились детские чулки. Чулочки были хлопчатобумажные.
До исполнения года бабушка находилась дома с ребёнком, а дедушка обеспечивал семью материально. Помощников не было, воспитание и уход полностью лежали на бабушке. Никаких пособий тогда не платили, а декретный отпуск был всего 50 дней.
Когда дочке исполнился год, семья решила вернуться на родину дедушки, в Ростовскую область. Малышку определили в ясли, а бабушка устроилась работать на завод. Садик находился через дорогу от их дома, и поэтому в зимний период бабушка зачастую относила ребёнка просто завёрнутой в одеяло.
Жильё у них было съёмное. От завода им полагалась квартира в новом строящемся доме, но нужно было участвовать в строительстве. В основном это были подсобные работы. Бабушке и дедушке приходилось после работы идти на стройку, а их малышка оставалась в саду до позднего вечера. Когда девочке исполнилось 3 года, они получили квартиру, в которой бабушка проживает по сей день. Дедушки, к сожалению, не стало 10 лет назад. Они прожили вместе рука об руку почти 60 лет. Дедушка был человек строгий, со сложным характером, а бабушка – наоборот, мягкая и податливая. Наверное, в этом и есть секрет их крепкого и счастливого брака: они дополняли друг друга. Хотя бабушка с хитрой искоркой в глазах не раз говорила мне, что дедушка только думал, что всё решает он, а на самом деле она умело направляла его к нужному решению. На их примере я научилась понимать, как важно уважать и беречь друг друга.
С нами уже более 50 000 подписчиков!