Пытаюсь разобраться в причинах такой деградации: у самой подрастает два сына, как бы их не упустить.
Мне кажется, глубинная причина – в скудном общении родителей с детьми, а ещё в обилии игрушек. Вспомните своё детство: игрушек практически не было, поэтому мы приспосабливали для игр всё, что было под рукой. Дом для кукол строили из книг, кукол вырезали из картона, рисовали для них замысловатые наряды, даже каталоги модных моделей составляли. Играя в магазин, листочки одуванчика продавали как огурцы, цветы подорожника – как мороженое-эскимо, а кукол делали из цветов мальвы.
Зато из подручного, бросового материала мы могли сделать всё что угодно: от медицинского шприца до космического корабля.
Помните, как в «Маленьком принце» у Сент-Экзюпери? Маленький принц попросил автора нарисовать ему барашка, но предложенные рисунки его не удовлетворяли: то барашек слишком хилый, то слишком большой – не поместится на его планете, то очень старый – долго не проживёт... И только когда автор нарисовал ему ящик, в котором спит барашек, рисунок героя удовлетворил: малыш видел в своём воображении именно то, что ему было нужно.
Для игры воображения совсем нет простора. И дети, если что-то в очередной игрушке их не устраивает, не пытаются дофантазировать желаемое, а требуют от родителей найти в магазинах именно то, что хочется: «Такое же, только с перламутровыми пуговицами».
Воображение, ассоциативное мышление детей необходимо развивать с раннего возраста. Начать можно с музыки. Я ставила для сыновей «Времена года» П. И. Чайковского и рассказывала, как здесь бушует метель, тут слышен весёлый звон капели, а в этой мелодии можно угадать грустное настроение осени.
Детям постарше (лет с 3-5) можно предложить игры на развитие мышления у детей. Например, игры со сказками:
- Рассказывайте сказку неправильно: Красная шапочка понесла бабушке не пирожки, а конфеты, встретила не волка, а крокодила... Пусть ребёнок исправляет.
- Дайте ребёнку цепочку слов, входящих в знакомую сказку. Плюс одно слово, но явно лишнее. Например, бабка, дед, курочка, мышка, яйцо и... доктор. Пусть ребёнок встроит это чужеродное слово в сказку.
- Герои сказок также могут поменяться ролями. Волк станет добрым, Красная шапочка – злой. Как в этом случае повернётся сюжет? Помните, как в мультфильме «А может, всё было наоборот?», где сначала «Принцесса была прекрасная, погода была ужасная», а потом всё перевернулось: «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная».
- Можно предложить ребёнку продолжить сказку. Вышла принцесса замуж за принца, а дальше что было? Заодно узнаете, какое представление сложилось у вашего ребёнка об идеальной семье.
- Ещё вариант игры – сказочный винегрет: Красная Шапочка встретила в лесу Колобка, Дюймовочку хотел взять в жены Мальчик-с-пальчик и т.д.
С детьми более старшего возраста можно играть в «Дорисуй»: нарисовать какую-то фигуру или просто каляки-маляки, а потом дорисовывать это до какого-то вразумительного предмета. Помню, мы играми в эту игру даже довольно взрослыми. Кстати, мы сами её придумали. Уже потом, став мамой, я обнаружила, что такая игра существует в арсенале педагогических игр для детей.
Гуляя в лесу или парке, не оставляйте без внимания причудливые корни: они тоже на что-то похожи. Сучки на дощатом полу складываются в оригинальные фигуры и смешные рожицы.
А помните, как мы подолгу могли смотреть в небо – до боли в шее – и выискивали среди облаков крокодилов, уток или смеющуюся рожицу.
Или ещё игра из нашего детства – «Мы не скажем, а покажем».
Вспомните своё детство и подарите ребёнку удивительный воображаемый мир.
С нами уже более 50 000 подписчиков!