Ася Борисова: «Мой сын жить не может без своего любимого одеяла. Его привязанность выглядит странновато. Ни одна поездка без него не обходится. Одеяло – это «лечоба», то есть лекарство, когда грустно, как говорит сын. Меня беспокоит такая его тревожность».

Анна Аристова: «Мой муж – отельер. Иногда гости забывают вещи и возвращаются или не возвращаются за ними. Бывает, что оставляют детские игрушки. Был случай, когда пришлось посылкой отправлять плюшевую обезьянку в Новый Уренгой, потому что постояльцы очень просили. А в сети видела заграничную историю, когда менеджерам отеля вообще пришлось сделать фото отдыха плюшевой игрушки (у бассейна, в номере, на массаже), чтобы маленький забывчивый хозяин не ревел в разлуке с любимой игрушкой».

В самом юном возрасте, примерно до года, младенцы могут очень сильно привязаться к какому-нибудь предмету. Чаще всего, это одеяло или мягкая игрушка – то, что находится в кровати во время сна. Не у всех детей происходит это закрепление любви на одном объекте. Но если такое случается, то вещь становится успокоителем, объектом игры и другом на долгие годы. Игрушку или одеяло он берёт в машину, к врачу, в садик, держится за неё, когда родители вышли или поругали. Ребёнок может полюбить этот предмет всем своим крохотным сердцем и сохранить этот трепет вплоть до школьных времён, а то и больше. Игрушка или одеяло дают ему ощущение покоя и защиты, и, даже став чуть старше, ребёнок в критической ситуации может возвращаться к любимой игрушке, брать её в руки, обнимать.

Значит ли это, что дети с вещественной привязанностью недополучили любви?

Анастасия Недеина, детский психолог, корректолог: «Для начала замечу, что привязанность к вещам – это не плохая привычка, от которой надо отучать. Это особенность формирования и развития мозга. Возрастная особенность. И родителям следует дружить с любимыми игрушками своих детей. Теперь о любви. Есть такое мнение, что дети с привязанностью тревожные и ранимые, ищут любви и не находят. Но по факту не всегда так. Дети могут получать много, но ожидать ещё больше. Или, напротив, могут быть настолько «мамиными и папиными», что почти перебор. И оттого им тяжело переходить в более-менее самостоятельный мир без «мамо-заменителя».

В младенческом и раннем возрасте эта привязанность особенно острая, со временем она ослабевает и сходит на нет. Забирать силой такую любимую вещь ни в коем случае нельзя. Более того, для умной мамы она может стать союзником. Многие взрослые и сами проникаются трепетом к такой нужной вещице, способной быстро успокоить печаль сыночка или дочки и «залечить» его душевные ранки.

Откуда берётся привязанность

Самые маленькие дети осознают мир как то, что их окружает дома. Позже они понимают, что мир есть и за пределами дома. Любимая вещь становится переходным объектом, связывающим «миры», и гарантом стабильности в любом мире. Когда понятия пространства, времени и места появятся в жизни ребёнка, а психика станет более гибкой, тогда и необходимость в любимой вещи сама собой отпадёт. Хотя бывают случаи, когда люди взрослого возраста оставляют на память самую трогательную вещь детства как «счастливую» или «плакательную».

Анастасия Недеина: «Я рекомендую даже при адаптации к саду брать любимую игрушку с собой как часть «того безопасного мира», который реально существует, он всегда рядом и дарит спокойствие. Такая игрушка больше, чем просто вещь. Это друг, который всегда рядом. В каком-то смысле родителям, у которых дети привязаны к чему-то так сильно, даже повезло».

Конечно, при такой великой ценности любимой вещи можно подумать о покупке «дубликата» на случай потери или при необходимости стирки. Честно говоря, у меня вышло так, что сын увидел два покрывала одновременно (он идёт в школу в следующем году, но до сих пор не спит без так называемой «каты»), и с тех пор любимых вещей стало две.

Для некоторых родителей наличие такой привязанности у их детей всё же повод задуматься о недостатке внимания. Так, например, старший ребёнок при появлении младшего может компенсировать мамину любовь. Другой случай, когда горячо любимая игрушка резко попадает в опалу, он может её даже ударить. Это тоже повод задуматься о причине такой агрессии.

Психолог Анастасия Недеина рассказывает, что родители часто опасаются «зацикленности» малыша на одной игрушке, потому что боятся, что ребёнок замкнут. Однако помните, что любимая вещь – это элемент стабильности при взрослении и познании мира, первый друг, с которым можно поделиться тайными страхами и переживаниями. Общение с любимой вещью имеет хороший терапевтический эффект, так что опасаться не стоит.

У меня любимое покрывальце сына бывало с нами везде. На операции и после неё, в больнице, когда лежали с ротовирусом, во всех путешествиях и гостях. Оно меня и бесило и смешило, раздражало и удивляло: «Что ты вечно свои «каты» таскаешь? Уже большой мальчик!». Но, надо признать, оно сослужило верную службу. Ничего не было нужнее и важнее. «Каты» оказались лучшей моральной поддержкой (не считая мамы).

Вспомним известный рассказ Виктора Драгунского «Друг детства» о плюшевом медведе, которого уже подросший мальчик хотел использовать как боксерскую грушу. Хотел, но не смог. Слишком важными и тёплыми оказались детские воспоминания о лучшем друге-медведе, которому он рассказывал тайны, делился обидами. Они сильны даже у взрослых и оставляют след на всю жизнь.

А у ваших детей есть привязанность к любимым вещам?

Актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!