Игра Го была изобретена в Древнем Китае более 3000 лет назад и считается одной из самых сложных настольных игр в мире. В неё играют взрослые и дети, развивая стратегическое мышление, логику, умение концентрироваться и воспитывая в себе терпение, спокойствие и уважение к сопернику. Более 7 лет назад в России открылась Школа Го Алексея Нечаева, через которую уже прошли сотни учеников всех возрастов. Основатель школы Алексей Нечаев дал интервью нашему блогу, в котором рассказал о своём необычном знакомстве с игрой, о непростом решении открыть Школу, о принципах игры и её глубокой философии. И, конечно, мы поговорили о том, чему игра может научить детей и как это применяется в реальной жизни.
- Алексей, расскажите, где и когда вы впервые познакомились с игрой Го?
- Да, эта история запомнилась мне очень хорошо. Я тогда учился в аспирантуре на физико-теоретика и очень увлекался шахматами. Я считал, что это самая сильная игра. У меня был друг, который вдруг сказал мне, что есть игра еще сложнее. Я возмутился, но он сказал мне: «Попробуй». Я зашел в интернет, нашел описание правил игры Го. Это было 20 лет назад. Тогда было гораздо меньше информации, но я нашел и правила, и программку для игры на компьютере. Примерно за полчаса я разобрался с правилами и две недели почти каждый день я сидел и играл в Го. И мне настолько понравилось!
Тогда я решил найти игровой сервер и обыграть там всех. И в первой же партии на большой доске меня обыгрывает шестнадцатый кю и обыгрывает очень легко. У меня был шок, ведь шестнадцатый кю – это совсем начинающий игрок. Он меня спрашивает: «А кто тебе сказал, что ты второй кю?» Я ему говорю, что программа так написала. Он посмеялся и сказал, надо учителя искать, иначе будет сложно. Оказалось, что люди играют гораздо сильнее, и уровни – это совсем о другом. Такой вот у меня был первый ошарашивающий опыт. Но я не бросил, наоборот, увлекся игрой и следующие два года занимался с учителем.
- А чем отличается игра Го от шахмат ?
- Начну с того, чем они похожи. Обе игры настольные, в обеих играх надо просчитывать комбинации, искать путь к достижению каких-то локальных целей и глобальной цели, но в глобальных целях они различаются очень сильно. В шахматах нужно поставить мат королю противника и не допустить, чтобы поставили мат твоему королю. То есть все силы сосредоточены на высчитывании комбинаций, ведущих к этой цели. В Го нет короля, силы фигур равны, внимание постоянно перемещается с одного места на другое, потому что в Го нужно брать под контроль как можно больше территорий. И в конце игры нет игрока, который бы не владел территориями. То есть получается, что игра больше на созидательный мотив строительства территорий. Вот это, наверное, главное, в чем они различаются в подходах.
Ну, и комбинаций в Го побольше, игра сложнее стратегически. Среди всех игр Го, действительно, одна из самых сложных в мире. При этом она подходит абсолютно любому возрасту. Здесь никто не будет чувствовать, что он не успевает, потому что можно спокойно посидеть, подумать. На турнирах по Го, конечно, есть часы, как в шахматах, но в дружеских играх никто никого не ограничивает.
- Давайте вернемся к вашему профессиональному пути. Вы тогда были аспирантом. Где учились, чем занимались? Как потом развивалась ваша карьера?
- Карьерный путь у меня был очень непоследовательный. Учился я в МИФИ – Московском инженерно-физическом институте. Потом перешел в аспирантуру в Институт теоретической и экспериментальной физики. После пошел работать программистом и наладчиком промышленных контроллеров через SCADA-системы. Там же я занимался дизайном пользовательских интерфейсов, в частности, мне удалось поработать в одном интересном проекте, где я создавал один из интерфейсов под систему Кольской атомной электростанции. Потом я перешел в другой институт инженером-конструктором и занимался конструированием ядерных реакторов. И все это время параллельно я потихоньку играл в Го, пока у меня бурно развивалась карьера.
- Что вдохновило вас принять решение и посвятить себя развитию игры Го в 2017 году? Это был какой-то момент или совокупность факторов?
- Интерес к обучению. Мне очень приятно учить людей чему-то новому и радоваться, когда у них получается. В общем, успехи моих учеников меня радуют так же, как и мои. Я начал преподавать в свободное от работы время и понял, что это очень классно. Многие, кто у меня занимались, говорили, что хотелось бы, чтобы я этим занимался еще больше, потому что у меня хорошо получается.
- Преподавать вам понравилось именно игру Го или вы преподавали, когда учились в аспирантуре?
- В аспирантуре я не доучился и не преподавал. Я ушел из аспирантуры, как не смешно – сломался на английском языке. Мне не хотелось им заниматься, хотелось творчества. И по складу характера я очень люблю творческие занятия и творческие профессии. Когда я работал и программистом, и дизайнером, и инженером – это всё очень тесно было связано с возможностью творить и придумывать выходы из сложных ситуаций. Как и в игре Го. Это сплошные выходы из сложных ситуаций. То есть, по сути, тебе каждый раз расставляют в каком-то виде позицию, из которой должен быть выход. Ты его должен найти, взвесив за и против, используя навыки, принципы, вспоминая, что ты делал раньше в похожих ситуациях или что тебе подсказывает интуиция.
Можно сказать, что в этом и состоит цель игр. Я отдельно изучал историю игр и их роль для человечества с древних времен. Почему нужна игра? Потому что в игре можно получить нетравматичный опыт. Именно благодаря играм, возможно, человечество достаточно быстро развивало культуру, коммуникации, то есть те сферы, в которых естественным образом страшно сделать какое-то изменение и взять на себя всю ответственность. Если привыкнуть делать это в играх, то будет гораздо легче. И, опять же, не будет тяготить полное отсутствие опыта и ожидание результата. Я много интересуюсь и психологией, потому что в преподавании без этого просто невозможно.
- Можете ли вы рассказать о методах, которые вы используете для обучения детей? Как вы адаптируете сложную концепцию игры для юных умов?
- Да, у разных возрастов разные запросы. Дети, как правило, занимаются тем, что их веселит, что позволяет им чувствовать, что они изучают что-то интересное, что у них получается. На самом деле очень тяжело конкурировать с создателями компьютерных или мобильных игр, поскольку там процесс вовлечения детей доведен до совершенства. Кнопочку нажал – монетка выпала. Это дофаминовый рай. Го – это процесс, который не гарантирует тебе выпадения монетки абсолютно. Поэтому, конечно же, играть в соревновательные игры – это по-другому совершенно подходить к вопросу получения какой-то награды. Понимать, что не обязательно за каждое твое действие будет награда. Игроки — это люди, которые гораздо легче относятся к неудачам, ошибкам просто потому, что они привыкают жить в мире, где это нормальный процесс. Я считаю, что это огромная заслуга таких игр, как Го, приучать к тому, что ошибаться – это нормально. Это процесс жизни, процесс поиска.
Нельзя, не ошибаясь, найти что-то интересное. То есть ошибка – это способ узнать, что же там происходит на самом деле. Буквально, если хочешь узнать, как работает система, надо в ней поошибаться.
Так вот, как я адаптирую обучение для детей. В отличие от взрослых, конечно же, это более маленькие, короткие, понятные шаги. То есть, если взрослый человек может взять много информации, сравнить с тем, что он знает, умеет, выслушать, попробовать, то ребенок должен пробовать сразу, и у него должно сразу в какой-то момент начать получаться, чтобы он удостоверился в том, что его не обманули. Например, по правилам игры, если ты окружишь камни, то ты снимешь их с доски. Он их окружает и снимает с доски – всё, работает. Или ты можешь своими камнями окружить определенного вида территорию, и тогда никто не сможет твои камни захватить в плен. Вот он это делает, и его камни успешно отражают любые атаки противника. Он тоже понимает, что всё работает. И такими маленькими шажками, повторениями постепенно разбираем, как работает игра. А потом из этих кирпичиков складываем более интересные картинки.
Ещё я считаю важным в обучении детей, чтобы в семье кто-то увлекался тем же самым. Чтобы ребенок мог со своим родным человеком с удовольствием поиграть. Я, когда был маленький, играл в шахматы с дедушкой. Я бы не играл в шахматы, если бы не дедушка. Поэтому, если ко мне обращаются родители с маленькими детьми, дошкольниками или школьниками начальных классов, я им говорю, что родители тоже играют. Иначе ребенок просто оказывается в вакууме. Игра есть, а поиграть не с кем. Это так не заработает.
- Каковы, по вашему мнению, основные преимущества игр в обучении стратегиям и решениям жизни? Есть ли какие-то примеры, когда ваши ученики или вы использовали эти стратегии в жизни и видели результат?
- Дело в том, что именно глубокое стратегическое планирование, которое я преподаю взрослым, сильно отличается от того, как планируют дети. Поэтому у детей важно развивать подход к решению сложных ситуаций. Для них это именно тактика. И на поведение в жизни это точно влияет. Проводили научные исследования о том, как Го влияет на людей. Одно из них было посвящено влиянию на успеваемость детей в школе. Был класс, в котором дети занимались игрой, и классы, которые не занимались. Потом сравнивали их успехи на экзаменах. Тест был честным, то есть, конечно, ожидаемо хотели увидеть результат, что дети, которые усердно занимаются игрой Го, показывают лучший результат в предметах, но итог был другим. Успеваемость оказалась такой же, но дети сдавали экзамены гораздо быстрее. То есть скорость принятия решений у играющих детей выше при той же результативности. Это экономит много сил и времени, очень полезное качество. Я думаю, что принятие решений – это одно из ключевых преимуществ любой игры. Кто хорошо играет, тот умеет принимать решения.
Где моим ученикам это пригодилось? У меня есть сильный пример от одного из учеников, который меня вдохновил. Это взрослый человек, но в целом обратная связь от взрослых учеников прилетает чаще, чем от детей. Просто дети иногда не связывают то, что с ними происходит, с тем, чем они занимаются. Для них это более естественно. Один мой знакомый с детства играет в Го. Я его спросил, что это дало ему в жизни, и он ответил: «Я не знаю. У меня же нет «до» и «после»».
А теперь к примеру, который мне рассказал ученик. Он был за границей в Бразилии и попал с девушкой в неблагополучный район, их окружила банда подростков, вооруженных ножами, которые хотели их ограбить. Первой его реакцией было, что надо сопротивляться, плюс он с девушкой, надо проявить какие-то мужские качества. Но потом он вспомнил наши занятия, и один из принципов игры: угрожает опасность – не задумываясь, отдавай. И он просто кинул в разные стороны свои вещи, ребята кинулись их поднимать, а он девушку за руку, и они убежали. Он сказал, что вряд ли бы так легко отделались, если бы те принципы, которым я обучал его во время занятий.
- Да, здорово. Впечатляет.
- Да, это было интересно. Но есть и более простые вещи. Например, игра очень быстро учит, особенно в среде деловых людей, правильно относиться к ситуации. Есть известная ситуация, называется: если лошадь сдохла, слезь с нее. Игра тоже показывает, что, если какие-то действия, в которые ты вкладывал, не работают, то не надо продолжать туда вкладываться. Поменяй стратегию своего поведения, переключись. Это тоже очень важное качество, которое из Го многие берут.
- Какой главный урок или принцип вы усвоили от своего учителя Сергея Александровича Межова? Как вы считаете, какие качества должен иметь хороший учитель Го?
- Он учил меня играть, а учить других людей я учился у разных людей, у него в том числе, собирал по крупицам эти знания много лет. Для учителя важно любить то, чем занимаешься, и любить людей. Если этих двух качеств нет, то учителем быть не получится. Например, моя жизнь была связана с физикой именно благодаря одному из школьных учителей, профессора из института, который очень любил физику и любил объяснять ее детям. И у меня даже никаких сомнений не было, куда я пойду после школы.
У Сергея Александровича я занимался игрой Го, и он мне через Го показал, как можно меняться в лучшую сторону. Даже показал через Го то, как я живу.
Я на тот момент настолько был изумлён тем, что это можно сделать. Это было поразительно, как можно через то, как человек играет, показать ему, как он живёт. Что-то он показал, что-то я научился видеть сам. Можно очень успешно использовать игру как метод самоанализа. Достаточно сыграть партию, чтобы посмотреть на себя, в каком состоянии ты сейчас находишься. А можно специально сыграть очень выразительно, и станет легче, то есть выпустить пар.
- Сколько лет вы занимались у Сергея Александровича?
- У него я занимался два года, каждую неделю брал уроки, выполнял домашние задания, и через два года я, уже играя в турнирах, смог взять уровень второго дана и кандидата в мастера спорта.
- Го изобретена в Китае. Видите ли вы связь между их философией и игрой? И как это ложится на российскую почву, вписывается в наш менталитет?
- Да, я вижу связь между философией Китая и игрой, особенно сильно видно на примере деловых отношений, в них ярко это отражается. Китайцы будут вести с тобой дела, пока им это выгодно. Если им выгодно сделать так, чтобы у них было хорошо, а у тебя плохо, то они это сделают. Если ты допустил это, то это же и твоя ошибка, ты же тоже в этой игре. Если ты что-то допускаешь, то они-то здесь причем.
Очень много таких примеров, которые показывают, что если где-то достигается равновесие, то оно достигается при взаимном участии, взаимной заинтересованности. И это как раз тема игры, игры Го, поиска гармонии, баланса в борьбе, где каждый готов взять все, что может. Удивительно, но это приводит к гармонии.
- Вы преподавали Го в различных учреждениях, таких как школа программирования Coddy и колледж IThub. Чем отличается подход к обучению в этих местах и как вы адаптируете свои методики для разных аудиторий?
- По сути, каждый раз это творческая задача. В каждой аудитории есть какой-то запрос, что там хотят. Например, в школе программирования Coddy обучались дети, курсы были достаточно быстрые, поэтому там был запрос, чтобы дети освоились в игре и начали играть, чтобы у них появилось такое хобби. В колледже вопрос стоял глубже: чтобы через принципы игры научить определенным навыкам принятия решений. Плюс возраст обучающихся в колледже – 16–17 лет, сложный возраст. Было очень непросто выполнить программу, которую я поставил там. У кого-то получилось, кто-то воспринимал хорошо, у кого-то не получилось.
Работа учителя — это, наверное, самое непростое занятие. Учить взрослых легко, потому что взрослый сам хочет узнать новое. Учить детей сложнее, потому что нужно понять, что ребенку нравится. Потому что если ему что-то не нравится, то он не будет этим заниматься. А обучать подростков, наверное, сложнее всего. Они прагматичные, категоричные, считают, что они всё знают. А тут еще и игра, зачем воспринимать ее серьезно? Но при этом никто не относится несерьезно к футболу, да? Хотя это тоже игра. На самом деле игра – это возможность прожить и получить опыт, который другим способом прожить и получить тяжело.
- Ваша “Теория влияния и дефектов» звучит очень интересно. Можете подробнее рассказать, как вы разработали эту теорию и какое практическое применение она имеет в игре Го?
- Пока что это очень интересное упражнение для ума. Сама по себе эта теория сложнее, она о том, как способ расставления камней на доске влияет на варианты продолжения игры. Она позволяет определить, как работает такое понятие, как влияние. Если спросить человека, что такое влияние, он не сразу ответит, это непростой вопрос. Но влияние можно сформулировать через игру, в данном случае, через Го: влияние — это возможность изменить результат борьбы.
Именно из этого определения родилась теория влияния и дефектов. Она помогает понимать сам принцип, как работает влияние в других сферах жизни, куда можно развиваться, где ты можешь своим ресурсом менять результат развития событий. Самые простые примеры известны нам издавна, например, остров Манхэттен в Америке был у индейцев куплен за побрякушки. По сути, кто-то понял, что он может с помощью определенных вещей влиять на решение индейского племени.
Теория помогает посчитать влияние, но единая формула пока не получается. Есть возможность считать это каждый раз вручную. Я пытался привлечь к этому вопросу математиков, но тоже никто не преуспел. Я надеюсь, что рано или поздно это случится, потому что, как и всегда в математике, из какой-то простой игровой задачи рождаются целые вселенные.
Что касается дефектов, то это тоже важное понятие. В любой ситуации, которую ты создаёшь, невозможно учесть всё, потому что на это не хватит ресурсов. Например, мы хотим построить город, но нельзя, чтобы этот город был абсолютно идеальным: никогда не возникали пробки, никогда не было жарко или холодно. Во-первых, надо решить, почему мы его строим именно там, потом мы будем решать, как его строим с учетом имеющихся ресурсов. Смысл изучения стратегии игры Го в том, что у тебя ограниченный ресурс, на каждый ход у тебя один камень. Если ты неправильно распоряжаешься ресурсами, то тебе их не хватит на задумки. Если правильно выберешь – хватит, но не на всё, а только на самое главное. Так вот, дефекты – это те проблемы, которые могут быть источником новых проблем в будущем или в настоящем, и надо четко понимать, где они есть и в чем заключаются.
- Расскажите про вашу школу. Кто может к вам прийти? Есть ли онлайн занятия? Что там ждет того, кто собирается к вам прийти поучиться в этой игре?
- У нас есть индивидуальные занятия, где максимальное погружение именно в вопросы ученика. Есть занятия групповые, где можно собраться друзьями, вместе позаниматься и одновременно общаться друг с другом. Есть корпоративные занятия, где есть свои какие-то задачи, или когда руководитель любит играть в Го, понимает ценность этой культуры и несёт её в свою организацию. Кстати, в мире есть несколько крупных компаний, появление которых так или иначе связано с игрой Го. Одна из компаний называется Atari, это термин из игры Го.
Также есть онлайн-обучение. При таком формате расстановка позиций происходит в компьютерной программе или на сайте. Естественно, при встречах онлайн, в отличие от очного обучения, более слабый невербальный поток информации, который передают друг другу учитель и ученик, а это тоже интересная часть обучения.
В целом я учу всех заинтересованных. Самое главное мне узнать цель человека, что он хочет. Дальше я ему создам программу, по которой будем учиться.
- А каковы ваши планы на будущее в области развития и популяризации игры? Какие-то есть новые, может быть, проекты, идеи?
- Есть глобальная идея – сделать Го частью нашей культуры, чтобы люди могли пойти в парк и поиграть прямо там. Над этой задачей тружусь не я один, есть спортивные федерации этой игры, которые тоже усердно работают над этим.Личная моя задача — это создание образовательного центра изучения игры. Мне кажется, что здесь нужен научный подход, поскольку в игре много философской составляющей. Конечно, к ней можно относиться чисто как к спорту, но таким образом мы многое теряем. Я считаю, что философия, которую мы можем доставать из игры, можно использовать во многих сферах. Например, Го может стать источником цитат, основной для поговорок и пословиц.
Также я учу через игру видеть, как ведет себя человек. Даже при игре через интернет можно чувствовать состояние соперника. При высоком уровне игры возникает эффект сопричастности, со-настройки. Участвуя в одной сложной игре, ты начинаешь чувствовать, что думает противник, и на этой основе можешь построить какой-то план. Одно из названий игры Го — это «беседа камнями». То есть разговаривать не обязательно. Мы, расставляя камни, друг с другом общаемся, и создаем гармонию.
- Алексей Нечаев во «ВКонтакте»
- Алексей Нечаев в Telegram
- Канал на YouTube
С нами уже более 50 000 подписчиков!