Карловы Вары
Это лечебный (назовём честно – «пенсионерский») курорт с целебными питьевыми источниками. Сюда приезжают, в основном, русские, немцы и китайцы. Средний возраст отдыхающих – 55 лет. Здесь мы жили основную часть своего чешского турне. И лечились, принимая всяческие ванны, массажи, спа. По очереди с мужем, чтобы не оставлять детей (Даня, 6,9 лет и Поля, 1,9).
Детям было интересно в Карловых Варах кушать на шведском столе, ездить на фуникулёре от санатория к центру города, прокатиться на повозке с лошадьми, смотреть сувениры с популярным в Чехии Кротиком. Это герой книг и мультиков по Зденеку Миллеру, который стал нашим спасением и развлечением в долгом путешествии. Детей, надо сказать, ни в санатории, ни в курортной части города почти нет. Наши были единственными во всём отельном комплексе. Никаких детских развлечений нет – за ненадобностью.
С нами уже более 50 000 подписчиков!
Пражский зоопарк
Он четвёртый в мировом списке лучших зоопарков мира, одна из самых известных достопримечательностей Чехии, привлекающая множество туристов. Здесь мы, кажется, впервые увидели в стране детей. Зоопарк большой, основная его часть поднимается в гору. Так что ходить надо много и долго. Наша портативная коляска-трость оказалась кстати.
Животные обитают в хороших условиях, близких к природным, на большой площади, часто прячутся или спят – в общем, не имеют особого желания показываться на глаза посетителям. В целом это неплохой сафари-парк, но, на наш скромный взгляд, не лучше московского или даже краснодарского, или барселонского, или хельсинского.
Крушовице
Загадка, как старое-престарое село с полуразвалившимися деревянными домиками, одним хостелом, одним кафе и одним довольно маленьким пивным заводом, выращивающим хмель практически на заднем дворе, стало так популярно. Вероятно, из-за качественного пива с особым вкусом. Но всё, что вокруг, можно с натяжкой назвать аутентичным или просто старыми развалюхами.
Прага
Старый город, Карлов Мост, начинающаяся новогодняя шумиха, украшения и предрождественский ажиотаж отлично поднимали настроение детей. Все эти пряничные домики, оживающие куклы, христианские вертепы, еловые венки на фоне тёмного пражского камня – настоящее европейское средневековье. Конечно, детям не были особенно интересны известнейшие пражские достопримечательности. Но что бы им вообще было интересно? Предложи ребёнку любую европейскую столицу со старинной архитектурой и достопримечательностями, он бы всё равно выбрал детскую комнату с каким-нибудь батутом и молочным коктейлем.
Интересно, что дети в Чехии, да и в Европе вообще, как замечают все россияне, ну прям-таки морозоустойчивые. В Лондоне и Париже в промозглые +5 могут идти в школу или сад в коротких бриджах-шортах. Ходят без шапок! И варежек, и шарфов! В лёгких курточках. Я не знаю, как русские бабули-путешественницы (ведь такие есть) не падают в Европе в обморок, увидев легко одетых малышей. В Чехии европейцы одевают детей и одеваются сами довольно легко. И не особенно красиво. Мы, как фанаты Lucky Child да и просто современные мамы, более тщательно подбираем оттенки и фактуры детской одежды детей, утепляем и украшаем. Мы знаем, насколько продумывает всё это наш любимый бренд. А тут вот, к примеру, мальчик лет пяти: зелёная куртка, уже мала, очень длинные красные вельветовые штаны, что-то вроде серых угг, без шапки... и наматывает сопли на кулак. Как будто сам одевался и вообще не знает маминой заботы. Но нет, вполне приличная и, вероятно, обеспеченная семья. И при этом мама покупает «трдельники» (трубочки) с мороженым. И таких детей и семей множество.
Все мы знаем, насколько спокойно в Европе относятся к детским болезням: гриппам, простудам, даже вшам. Иногда просто не лечат. И нам советуют не залечивать детей. Возможно, это и правильно по новым педиатрическим веяниям. Но это не точно. Так же демократично, как известно, относятся и к одежде. И вроде бы они на шаг впереди, прогрессивные европейцы, но уж очень режет российский глаз. Мой социальный эксперимент: сидела около часа на лавочке у выхода из зоопарка, ждала своих, которые пошли искать обещанных, но ранее не обнаруженных жирафов. Когда вижу хорошо одетых детей, подростков – прислушиваюсь: точно, речь русская.
Вот такой когнитивный диссонанс: почему мы, россияне-северяне, так мёрзнем? Мои дети, как и полагается у нас в +8 (а в нашем приморском городе Анапе обычно ветрено и сыро), в колготках и джинсах на флисе, в куртках и шапках, мы с мужем в пуховиках. Спросила у иммигранта, который работает в отеле массажистом. Он сказал, что, может, это потому, что в России сильно топят в квартирах и домах, а в Чехии, например, одну комнату только – остальное дорого. Россияне, к тому же, до жути боятся сквозняков. Может, это у нас такая историческая память – страх перед агрессивной природой?
Можно сравнивать или не сравнивать города и страны, можно брать с собой детей в поездки или не брать, но обязательно путешествовать – хоть рядом, хоть далеко. Лично я детей лечу от простуды, одеваю тепло и беру во все путешествия. Возможно, всё перечисленное нужнее мне, чем им. Мне так спокойнее.