Великий классик Лев Николаевич Толстой в произведении «Анна Каренина» написал замечательную фразу «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Насколько точно она отражает смысл семейной жизни и остаётся ли актуальной в настоящий момент – трудно сказать. А вот рассмотреть изображения различных семей на художественных полотнах, дошедших до нас сквозь годы и столетия, поразмыслить над тем, что хотел сказать автор и что же можем увидеть мы, вполне возможно.
Учитывая, что написание картин несколько веков назад было делом дорогостоящим и длительным, семейные портреты могли позволить только царственные особы и весьма богатые семьи. Такие полотна в основном носят протокольный или постановочный характер.
«Портрет четы Арнольфини»
Первый известный в европейской живописи парный портрет принадлежит кисти нидерландского художника Яна ван Эйка. Это «Портрет четы Арнольфини», который был написан в 1434 году. Учитывая давность создания картины, мы с точностью не можем утверждать, какие именно обстоятельства изображены на полотне. Современный зритель видит мужчину, держащего за руку беременную жену. Некоторые весьма прозорливые созерцатели утверждают, что мужчина очень похож на действующего Президента РФ В.В. Путина. Оставим этот факт для бурной фантазии.

«Неравный брак»
Ещё одну церемонию бракосочетания (в этот раз можно определить её совершенно точно) мы видим на картине «Неравный брак» Василия Пукирева, написанной в 1962 году. Полотно это весьма известное, однако оно также хранит в себе немало тайн, загадок и символов.
В центре картины мы видим юную прелестную девушку в шикарном подвенечном наряде. Глаза её опущены, лицо выражает тоску и печаль. Рядом с ней стоит престарелый мужчина, поглядывающий с неприятным высокомерием. Невеста вступает в брак не по велению сердца и отнюдь не по любви.

«Семья. Кормящая мать»
На картине нашего с вами современника Сергея Федоровича Соловьева «Семья. Кормящая мать», в отличие от прежнего полотна, крайне мало деталей. Сюжет работы довольно прост: на картине изображена семья с близнецами возраста грудного вскармливания, действие происходит в период СССР, картина датирована 1967 годом. Пока мать кормит одного из малышей, вторым занимается отец. Несмотря на внешнюю простоту, полотно источает приятную энергетику и несёт умиротворение. Семья изображена в ответственный, но счастливый период времени.

«Семья акробата»
Человеческая трагедия разворачивается на полотне Поля Густава Доре «Семья акробата». Художник изобразил цирковых артистов, это мы видим по их костюмам. Мать держит на руках истекающего кровью сына, который получил травму, скорее всего, выполняя акробатический номер. Рядом сидит отец, он также в костюме акробата, в его глазах застыли слёзы, но он ничем не может помочь. Цирковые собаки, которые являются частью семьи, сопереживают случившемуся горю. Художник показал ребёнка в неестественно светлых тонах, контрастирующих с цветовой гаммой окружающей его действительности. Это говорит о скором уходе невинного человечка из этого бренного мира.

«В тесноте, да не в обиде»
Все слышал поговорку «В тесноте, да не в обиде». Художница Диана Денгель вполне удачно её иллюстрировала на одноимённой картинё, на которой изображена большая семья, расположившаяся на тесной кровати с двух сторон. Глава семьи держит зонтик над головой, так как с потолка капает вода. Убранство помещения рассказывает нам о крайне скромных доходах семейства. Собака, как надёжный защитник и друг, спит посередине. Рядом с кроватью вольготно гуляет курица. Самое главное на этом полотне – лица главных героев: родителей и шестерых детишек, они светятся от счастья, несмотря на стеснённые жизненные обстоятельства.

С нами уже более 50 000 подписчиков!