С труя воды, льющаяся из шланга, была направлена под цветущий куст жёлтой розы. Июльская жара иссушала землю, но в саду четы Ивановых всё обильно цвело. Каждое утро Виктор, глава семьи, разматывал длинный садовый шланг и щедро поил землю живительной влагой.
– Витя, хватит столько воды лить под один куст. Корни загниют! – окликнула Раиса своего мужа.
Виктор молча передвинул шланг дальше, под следующий куст. За годы совместной жизни он понял, что с супругой в вопросах садоводства лучше не спорить. Жена хорошо разбиралась в уходе за растениями. Правда, властная натура женщины, порой, задевала мужское самолюбие. Виктор приноровился к характеру супруги и в определённых вопросах молча соглашался с её мнением. Были те сферы их жизни, где Раиса безоговорочно слушалась мужа. Таким образом выстраивались гармоничные отношения.
Рая была заядлой садовницей, но проблемы со здоровьем не позволяли отдать всю себя этому увлечению. Потому женщина управляла своим детищем руками любимого мужа.
– Дядя Витя, какой у вас чудесный палисадник! – восторгались соседи. А улыбчивый мужчина отвечал:
– Это всё Раечка. Я всего лишь выполняю её указания.
Когда жаркое дыхание лета достигало своего апогея, над тротуаром, обильно увитым лозами, наливался соком виноград. Пройтись по этому участку квартала было подобно прогулке по ботаническому саду. Прохожие останавливались, чтобы сфотографироваться около этого чуда.
Раиса Ивановна всю жизнь проработала бухгалтером. Обладая большим потенциалом, к моменту выхода на пенсию, женщина не истратила жизненный ресурс. Отныне силы были отданы земледелию. Так бы продолжалось долго, но пошатнувшееся здоровье внесло свои коррективы. Сердце дало сбой. За этим последовала операция, период реабилитации, жёсткие ограничения. Любая физическая нагрузка отдавалась тахикардией и отдышкой. После продолжительного лечения, не принёсшего желаемого результата, понадобилась повторная операция с установкой кардиостимулятора. Если бы не поддержка мужа, Раиса могла бы сломаться.

– Под эти цветы не нужно удобрение, Витя! – снова послышался голос Раисы.
– Почему? В прошлом году мы все цветы в этом ряду удобряли!
– Да. Но весной мы под все многолетние цветы заложили навоз. Этого достаточно. Если перекормить растения, то они откажутся цвести, – объяснила хозяйка сада.
Командирские наклонности Раисы, порой, отражались и в других сферах семейной жизни. Бывали недомолвки, но ни один конфликт не длился долго. Супруги всегда шли на компромисс ради восстановления мира и добрых отношений. Виктор Петрович очень любил супругу. Страх потерять свою половинку усиливался с каждым годом. Мужчина старался оберегать жену не только от физических нагрузок, но и от разного рода волнений.
Это случилось весной. Сад стоял в цвету, благоухая чудесным ароматом. Ничего не предвещало беды. Сердечный приступ Раисы случился так внезапно, что Виктор даже растерялся, не зная, что предпринять. Затем он схватил телефон и вызвал скорую помощь. Врачи сделали всё, что смогли, но спасти жизнь Раи им не удалось...

Наступившая зима была снежной и холодной. Часть растений замёрзли. Весной сад выглядел совершенно иначе: поблёкший, с обилием безжизненных кустов и множеством сломанных веток на деревьях. Мужчина, что было сил, пытался навести порядок, но у него это плохо получалось. Клумбы оделись в яркий наряд, будто желая ободрить своего хозяина. Летняя жара довершила гибель пострадавших растений.
– Что-то дядю Витю давно не видно! – задавались вопросом соседи.
– Он дома, только выходить не хочет. Часто плачет, тоскуя о жене. Эх, не проживёт он долго без Раисы, – судачили всезнающие бабушки.
Холодным осенним днём у калитки уютного домика дедушки Вити собралась небольшая группа людей. Ноябрьский ветер раскачивал обнажённые ветви деревьев. Пришли друзья и соседи попрощаться с Виктором Петровичем, так и не отправившимся от смерти жены. Тихими голосами переговаривались соседки:
– Всего полтора года сам прожил. Истосковался по жене.
– Да. Эта пара жила душа в душу. Хотя у Раи был непростой характер: категоричный и твёрдый. Не каждый смог бы с ней ужиться.
– Знаешь, что я тебе скажу? Раиса тоже много уступала. Они хорошо жили по одной причине: оба трудились на созидание семьи! Нынче молодёжь не так поступает. Чуть что не понравилось – развод. А чтобы где-то уступить, где-то извиниться, где-то самому попросить прощения – нет, этому не бывать.

До сих пор прохожие, останавливаясь перед домом, воссоздают в своей памяти чудесный цветник, который был здесь многие годы. Над всем в жизни нужен труд и уход. Разрушение быстро приводит всё в упадок, а для хорошего результата нужна кропотливая работа.
С нами уже более 50 000 подписчиков!