Многие, наверное, помнят, как в годы перестройки всем давали землю. Кому-то от государственных предприятий, заводов, кому-то – как пенсионерам, инвалидам. Тогда участки по 6-10 соток дали папе, бабушке, дедушке, тётке и дяде. Пять земельных участков! Два в черте города и три дачи минут 40 от города на машине, причём все в разных сторонах. Дедушка посчитал, что семья у нас большая и пяти участков нам недостаточно, поэтому как инвалид войны оформил ещё один. И вот радость – у нас 6 земельных участков. Тогда я не понимала, что значит иметь столько земли, и вместе с дедом радовалась, что теперь сможем есть свою картошечку и хрустящие огурчики с грядки. И это помимо дома бабушки и дедушки с большим огородом.
Когда наступали майские праздники, кто-то шёл на парад с флагами и шариками, кто-то собирался за круглым столом отмечать 1 и 9 Мая, а мы дружно на двух машинах ездили с одного участка на другой. Сначала надо вскопать, прорыхлить, посадить, полить и т.д., и т.п. Нам, детям, было 6-8 лет, и для нас сначала это было как приключение: где-то поможем, где-то побегаем, поиграем. А самое классное – это обед на природе. Картошечка в мундире, солёный огурчик, колбаса, хлеб, горячий чай из термоса. Красота! Мы прямо ждали выходных, чтобы вновь поехать на участки.

Мы с сёстрами начинали изо всех сил стараться помочь. И успевали дружно за день вскопать по 2 участка. Здорово, ещё денёк, и мы свободны! Ага, а вот и нет. Вскопали – теперь надо картошку сажать. Потом другие овощи. А вот и время полоть, рыхлить, поливать… И каждый раз нас брали помогать. Конечно, детей же надо с детства к труду приучать. Я не против, но, когда это происходило каждый вечер, как только папа приходил с работы, и каждый выходной с самого утра – это было слишком. Мы там просто упахивались, и гулять сил не хватало.

Помню, в городском парке должна была быть дискотека. Мы с подружками договорились пойти туда. Набрали друг у друга платьев, обменялись, направились, и тут звонит мама с работы: «Катя нужно скататься на велосипеде на дачу и полить грядки. И сделать это нужно в 18 часов, когда солнце начнёт опускаться». Вот как после этого любить дачу?! Отказать маме не могла, пришлось отказаться от танцев. Было очень обидно.

Сейчас мы живём в том доме бабушки и дедушки, нам он достался по наследству. Огород под окнами, но я его не люблю. Участок перед домом, где раньше сажали картошку, давно зарос. Там стоят детские качели, горка, летом ставим бассейн. Задний участок я наполовину засадила плодово-ягодными кустами, цветами и только малую часть засаживаю. Делаю это лишь потому, что жалко забрасывать землю совсем. Но я только сажаю и убираю урожай. Копают, делают грядки, поливают уже мои дети и муж. И тоже делают через силу. Но если раньше мы всё это делали, чтобы хоть немного успеть погулять, то сейчас я детям даю за это деньги на личные расходы больше, чем в обычный день. Грубо говоря, плачу за помощь в огороде.

Вот так с детства сформировалась моя нелюбовь к земле. Думаю, кто застал 80-90 годы, меня поймут и согласятся. Хотя, может, и нет.
С нами уже более 50 000 подписчиков!