– Елена, расскажите о Вашей организации, пожалуйста.
– Общественная организация «Сотвори добро» – это сообщество единомышленников из числа неравнодушных жителей города Вологды. Наша организация не является коммерческой и существует за счёт средств участников сообщества и тех, кто желает помочь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. К нам обращаются как полные семьи, так и неполные, погорельцы или люди, чьё жильё затопило вследствие природных катаклизмов и т.д. Особое внимание уделяется многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мы стараемся оказывать помощь по всей территории Вологодской области, у нас есть возможность выездов в отдалённые районы, но самую эффективную и всестороннюю (гуманитарную, социальную, юридическую и психологическую) помощь мы всё же оказываем именно в Вологде и Вологодском районе. Для семей организован гуманитарный склад, предоставляет услуги юрист, детский психолог и логопед, проводятся городские социальные акции, праздники и конкурсы.
Фудшеринг тоже призван предотвратить образования лишних отходов, но уже пищевых, помогая обеспечить продовольствием тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Здесь работа идёт как с отдельными активными гражданами, так и с магазинами и ресторанами, которые предоставляют излишки продуктов питания, ещё пригодные для употребления, но с истекающим сроком годности.
– Наверное, фундамент любого дела, в том числе и организации, закладывают внутренние ценности и убеждения. Как говорит одна из наших волонтёров: «Если у тебя есть что-то в жизни или душе, и ты можешь этим поделиться – сделай это». Я в социальной сфере с 2002 года, в благотворительности – с 2011. Если говорить лично обо мне, то сообщество «Сотвори добро» – это продолжение моей основной деятельности. Руководство организацией – не основная моя работа. Как я шучу, это общественно полезная нагрузка. Сложно назвать благотворительность хобби. Это больше чем увлечение, скорее, это жизненная позиция.
Как руководитель организации и активный гражданин я своим примером заражаю других людей оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Конечно же, речь идёт о посильной и добровольной помощи. Помогая друг другу, мы помогаем себе, народу, обществу и стране. Подаём пример нашим детям. Моя семья полностью поддерживает меня. Например, мой сын, которому 20 лет, состоит в обществе поисковиков, которые ведут поиск останков пропавших без вести солдат, проводят их идентификацию на основе смертных медальонов и архивных документов, разыскивают родственников.
– Елена, у Вас большой опыт в сфере оказания адресной помощи. Как часто к Вам обращаются за помощью самостоятельно?
– Только самостоятельно к нам и обращаются. Информация о нас передаётся либо представителями других некоммерческих организаций, либо от государственных и муниципальных служб, с которыми мы сотрудничаем. Иногда о нас узнают через «сарафанное радио», через тех людей, кто обращался к нам ранее.
– Есть ли среди них семьи или мамы с маленькими детьми?
– Среди наших благополучателей почти 90% семей с маленькими детьми. Большая часть – это многодетные семьи.
– Социальную, юридическую и психологическую. Социальная – одежда и продуктовые наборы, канцелярские товары в рамках акции «Добрая школа». Юридическая помощь предоставляется в виде консультаций и помощи в оформлении различных документов. Психологическая поддержка оказывается специалистами на безвозмездной основе. Например, полтора года назад к нам обратилась семья, мама в которой находилась в глубокой послеродовой депрессии. Я связалась с психологом одного из перинатальных центров, и она не только посоветовала нужную литературу и полезные вебинары, но и стала психологом-волонтёром для этой семьи.
– Что можно посоветовать маме, оказавшейся в трудной жизненной ситуации?
– Во-первых, поверить, что из любой ситуации можно найти выход. Во-вторых, проанализировать, какие личные ресурсы для решения проблем есть у семьи. К оценке можно привлечь близких людей: родственников, друзей, коллег, к которым есть доверие. Пожалуй, это самое важное – понимать, что человек может намного больше, чем ему кажется. И, конечно, не бояться просить помощи. Не только у близких, но и «чужих» людей – представителей некоммерческих организаций, государственных и муниципальных структур. Это не только помощь профессионалов, но и неоценимый опыт, который может выручить в сложной жизненной ситуации и не только самого человека, но и его близкого/знакомого, попавшего в похожие обстоятельства.
– Есть ли иная сторона медали у благотворительности?
– Безусловно, не всё гладко и весело в нашем деле, как может показаться со стороны. У нас нет материальной поддержки со стороны государства или других грантодателей, но это наш выбор и наш путь. Есть определённые трудности:
- Трудно набрать команду.
- Не развито сотрудничество между некоммерческими организациями.
- Недоверие.
– Я всегда за сотрудничество, за хороший тандем не только с общественными организациями, но и с государственными, муниципальными, с органами власти и со средствами массовой информации, за самые разные вариации. Недавно мы подписали соглашение о сотрудничестве и совместных проектах, в том числе направленных на продвижение волонтёрства среди молодежи и студентов. Университет предоставил нам помещение под гуманитарный склад, так как наша организация не располагает личным помещением.
– Другими словами, благотворительным организациям не хватает не столько финансирования, сколько профессиональных сотрудников, работающих на безвозмездной основе?
– В нашем случае, скорее всего, да. Конечно, материальная база не бывает лишней, но мы изначально были настроены не на привлечение финансирования в нашу организацию, а на приток человеческих ресурсов, которые могли бы своими знаниями показать, как можно помогать друг другу в трудных жизненных ситуациях.
– Тут уже всё давно отработано. Наша организация за то, чтобы помощь была адресной и необходимость в ней подтверждалась определёнными документами. Как бы грустно это ни звучало, человек нам может нравиться и вызывать желание помочь, но документы всё расставляют по своим местам. Например, в период пандемии у нас было очень много обращений. И я вынуждена была наводить справки об этих семьях: действительно ли они нуждаются в срочной помощи, какая помощь была им оказана ранее, что делают граждане самостоятельно, чтобы выйти из сложной жизненной ситуации…
После собранной информации многим семьям было отказано в помощи со стороны нашей организации. Пандемия пандемией, но прикрываться общим горем и просить какую-то помощь, когда ты можешь её оказать себе самостоятельно или ничего не делаешь, чтобы выйти из кризиса – это не к нам.
– «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Насколько близка это цитата Вам и всему сообществу?
– Мы за то, что лучше научить ловить, чем приносить всё время в клюве, и стремимся научить семью самостоятельно решать проблемы и трудности. Но при обращении к нам люди нередко находится в состоянии стресса, страха и тревоги. Рассказывать о том, что они могут помочь себе сами, бессмысленно и неэффективно. Оказывая срочную социальную помощь, мы стараемся к каждой семье подобрать индивидуальный подход. Нередко людям, оказавшимся с бедой один на один, нужна не столько материальная помощь, сколько психологическая, простое человеческое участие, поддержка и понимание специалистов. Это миф, что люди обращаются в благотворительные организации только ради материальной помощи. Когда оказана срочная социальная помощь, мы изучаем личные ресурсы семьи и организаций, ведь, порой, человека необходимо лишь направить, указать новый путь. Как признаются сами обратившиеся к нам за помощью: когда опускаются руки, хочется отступить, сдаться – благотворительные организации могут подсказать новые пути выхода из кризиса.
– Как бы банально это ни звучало, но силу даёт само дело. Силы продолжать помогать даёт обратная связь, положительные изменения в жизни тех людей и семей, которым помогаешь. Не просто слова благодарности, а осознание, что мы помогли открыть семьям новый путь развития семьи. Похвала и благодарность важна для волонтёров, но не сравнится с той радостью от осознания, что к лучшему меняются люди, семьи и потихоньку всё общество. В этом мире жить нашим детям, и важно показать им, что сидя на диване и критикуя окружающих, ничего не изменишь.
Колоссальную поддержку оказывает моя семья – это потрясающие люди, муж и дети, которые понимают, чем я занимаюсь, и никогда не будут препятствовать моему делу. Наоборот, помогут и поддержат, чем смогут.
– Очень хочется верить, что оно будет, это будущее. Есть определённые исследования, что организации, которые стоят на месте, не развиваются, не обновляют команду, существуют не более 2-3 лет. Особенно это касается волонтёрских организаций, труд в которых не является основным местом работы, но нередко сопровождается выгоранием волонтёров. Наша организация существует больше трёх лет, и я очень надеюсь, что у нас впереди длинный путь.
В планах развивать экологические направления и вывести их на региональный уровень. Есть в планах создать семейную творческую мастерскую, где я и моя семья могли бы делиться знаниями и навыками, обучать ремёслам и рукоделию, учить работать руками. Мой муж –талантливый человек, он много умеет и знает, может поделиться этим с другими. Было бы здорово, если бы мы смогли привлечь в семейную мастерскую неполные семьи, и дети могли бы дополнить свои знания. Например, мальчики, у которых нет отца, могли бы научиться мужскому ремеслу (работа с деревом, железом) в семейном формате на бытовом уровне. Для женщин хочется реализовать проект «Академия Счастливых».
С нами уже более 50 000 подписчиков!
История одного усыновления: Аюр хан |
Секреты фотосессий Лаки Чайлд |
Адаптация в детском саду: как помочь ребёнку |