Мультфильмы, книжные иллюстрации, раскраски – сегодня существует множество способов и возможностей завладеть вниманием ребёнка и познакомить его с окружающим миром. А можно обратиться к классике и изучить творчество всемирно известных живописцев. Причём знакомство с художественными шедеврами можно превратить в познавательную игру.
С маленькими детьми можно просто описывать картину, обращая внимание на детали, разнообразие красок и оттенки цветов. С детьми постарше можно пойти дальше и акцентировать внимание на сюжете и настроении людей, изображённых на картине, и на конкретных примерах рассказать о жанрах и направлениях в живописи. А можно даже попробовать повторить шедевры и создать свою реплику картины. Конечно, такое занятие подразумевает участие родителей. Польза для всех очевидна.
Предлагает вашему вниманию подборку картин, которые по праву признаны мировым достоянием. Некоторые из них бесценны. Это шедевры, представляющие разные жанры и направления.
1. М. Караваджо «Корзина с фруктами»
«Корзина с фруктами» написана 22-летним художников более 400 лет назад и считается первым в истории живописи натюрмортом. Молодой мастер навсегда вошёл в историю как основатель этого новаторского для того времени жанра.
Что это за жанр – натюрморт? Это изображение предметов и вещей, которые относятся к повседневной жизни и быту людей. Натюрморты, как правило, не содержат в себе никакого сюжета, кроме самой композиции, собранной из двух и более предметов. Задача художника – запечатлеть предметы такими, какие они есть. В данном случае, Караваджо постарался изобразить фрукты максимально естественно. Некоторые из них выглядят так, как будто их только что сорвали и небрежно положили в корзину. Местами изображение даже напоминает фотографию. Задание для ребёнка:
2. Я. Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой»
Картина выполнена в популярном в 17 веке жанре «трони», в переводе с голландского – «голова, лицо». Это небольшие портреты, на котором модель изображалась в каком-то необычном костюме.
Поклонников и искусствоведов восхищает то, насколько реалистичным у Вермеера вышел портрет девушки, её поворот головы и взгляд… Уникальность картины ещё и в том, что герои на других полотнах художника редко смотрят друга на друга и почти никогда на зрителя, но не девушка с жемчужной серёжкой.
Исследователи до сих достоверно не знают, кто изображен на картине. Как и то, что сережка – это жемчуг. В 2018 году специалисты нидерландского музея просветили картину рентгеновскими лучами и провели анализ краски. Выяснилось, что раньше блики на серьге выглядели иначе и художник на самом деле изобразил её в виде плоской серебряной или эмалевой подвески. Но, несмотря на этот факт, картину по-прежнему именуют как «Девушка с жемчужной серёжкой».
Для создания своих работ Вермеер использовал лучшие в 17 веке доступные художникам пигменты, которые придавали картинам светимость. В частности, натуральный ультрамарин и тот, что сейчас называется «жёлтый старых мастеров». Эти два цвета как раз представлены на картине «Девушка с жемчужной серёжкой». Задание для ребёнка:
3. В. Поленов «Московский дворик»
Интересно, что картину Поленов написал на скорую руку и был не совсем ею доволен. Однако «Московский дворик» имел огромный успех у критиков. Работа, по их мнению, выделялась на фоне остальных произведений какой-то особой поэтичностью и элегическим тургеневским настроением.
После «Московского дворика» Поленова окрестили мастером «интимного» пейзажа, что значит «глубоко личный, задушевный, сокровенный». Вообще само понятие «интимный пейзаж» подходит любому полотну, в котором можно почувствовать эмоциональное состояние его автора.
Картина стала знаковой для истории Москвы. Благодаря ей можно заглянуть в прошлое и представить себе, каким был город в 1870-х годах. В 19-20 веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки занимали тогда порой целые кварталы и были окружены садами и дворовыми постройками. Кстати, изображенная на картине церковь Спаса в Песках близ Арбата практически в том же виде сохранились в столице до сих пор. Задание для ребёнка:
4. К. Моне «Поле маков»
Для написания своих картин Моне разработал методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть окружающий мир, всю его подвижность и изменчивость, и одновременно передать свои мимолётные впечатления.
Художник представил свою работу на первой в истории живописи выставке импрессионистов. На ней он изобразил свою жену Камиллу и их сына Жана, которые часто становились моделями для его картин.
Работа была создана в период возникновения пленэра, то есть рисования на открытом воздухе. По этому поводу друг художника, писал: «Всё, что написано прямо и на месте, всегда имеет силу и живость прикосновения, чего нельзя найти в студийной работе». С небольшим переносным холстом в руках Моне много времени проводил на природе, неподалёку от своего дома в предместье Парижа – Аржантёе.
«Поле маков» в полной мере передаёт тёплую атмосферу прогулки по полям и очарование летнего беззаботного дня и благодаря этому признано одной из самых известных пейзажных картин 19 века. Задание для ребёнка:
5. И. Айвазовский «Радуга»
Айвазовский родился в Крыму и влюбился в море с раннего детства. Он мог часами сидеть на берегу, всматриваться в каждую деталь и любоваться красотой морского пейзажа. В дальнейшем это позволило ему очень реалистично изображать различные состояния морской воды.
Всё творчество художника окрашено чертами романтизма. Поэтому и водная стихия на полотнах Айвазовского чаще всего бурная, неспокойная, как и на картине «Радуга». Это история одного крушения со счастливым концом. Небольшое судно, не выдержав удары стихии, предательски накренилось и вот-вот пойдёт ко дну. Люди, в надежде на спасение, пересели в крохотные шлюпки и продолжают противостоять грозной буре. В обречённой ситуации, живописец даёт надежду на лучшее: он изображает маленькую чайку, которая как бы указывает людям путь к спасению. И радугу – излюбленный романтиками мотив и библейский символ окончания потопа. Задание для ребёнка:
6. В. Ван Гог «Звёздная ночь»
Картину «Звёздная ночь» Ван Гог написал в тот момент, когда находился в больнице для душевнобольных на юге Франции. Пациентам запрещалось выходить на улицу, поэтому художник создавал её в спальне, глядя в окно. Звёзды вызывали у Ван Гога особые ощущения. Он писал своему брату: «Глядя на звёзды, я всегда начинаю мечтать».
Но картина только на первый взгляд кажется неправдоподобной. Вихревые потоки на ночном небе, который изобразил Ван Гог, по мнению исследователей, не что иное как турбулентность, а самая крупная звезда с белым ореолом на картине – это Венера. Эту планету можно было наблюдать на юге Франции как раз в мае 1889 года. Задание для ребёнка:
7. П. Пикассо «Девочка на шаре»
И хотя выбранная нами работа не относится к новому направлению, её называют предшественницей кубизма благодаря необычному сочетанию человеческих фигур и геометрических объектов. Это, в частности, шар и куб – главные художественные инструменты в искусстве Пикассо.
«Девочку на шаре» художник написал в 24 года на стыке так называемых «голубого» и «розового» периодов своего творчества. Именно тогда в его жизни, после нескольких лет поиска себя и нищеты, началась светлая полоса. Перемены отразились и на цветовой гамме его картин: уходя от холодных синего и серого, Пикассо стал использовать тёплые приглушённые цвета: красный, оранжевый, коричневый, и, прежде всего, розовый.
В это время Пикассо был частым гостем в цирке в испанском городе Медрано. Персонажами его картин становятся арлекины, бродячие актёры и акробаты. Вообще, многие художники в своём творчестве использовали мотив цирковых артистов и, как считают искусствоведы, тем самым подчеркивали своеобразную духовную близость с ними. С одной стороны, романтичными и свободными, с другой – бедными и голодными.
Несмотря на незамысловатый сюжет, картина «Девочка на шаре» наполнена символизмом. Лёгкость и гибкость молодой девушки, балансирующей на шаре, противостоят массивности и устойчивости куба, на котором сидит гигантский атлет. Именно такая игра контрастов – тяжести и лёгкости, по мнению исследователей, и сделало картину знаменитой. Полотно стало сагой о равновесии, о взаимодействии человеческих темпераментов, а также отразило размышления Пикассо о судьбе искусства и художника в целом. Задание для ребёнка:
8. Б. Кустодиев «Масленица»
Будучи учеником лучших художников 19-20 веков, Кустодиев стремился найти собственное творческое направление и самобытный стиль. Ему хотелось уйти от реализма и писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. И ему это удалось. Для этого он использовал изобразительные приёмы русского лубка: метафоричность, декоративность, открытые, чистые цвета, а также яркую живописность народной росписи и даже стилистику вывесок провинциальных лавочек и трактиров.
Кустодиев не раз в своём творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы. Его вдохновляли сценки из жизни простых людей, традиционные народные гуляния и провинциальный уклад. Особенно ярмарки и балаганы. В одном из писем он рассказывал: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью всё это запечатлеть. Затащил мужика с базара – и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую – хоть неделю будет стоять! Только щёки да нос краснеют». Задание для ребёнка:
9. В. Васнецов «Спящая царевна»
«Спящая царевна» входит в цикл «Поэма семи сказок», а сюжет базируется на «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Пушкина и «Спящей красавице» Шарля Перро. Художник выбрал эпизод, когда молодая царевна укололась веретеном и впала в долгий столетний сон, а вместе с ней заснуло всё её королевство.
Васнецова считают одним из первых мастеров-живописцев, который оживил на своих полотнах волшебный мир русских сказок и былин. Интерес к древнерусской культуре зародился у художника во время обучения в духовном училище, а затем в семинарии, где он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи и фольклор. О себе Васнецов писал: «Я сказочник, былинник, гусляр живописи».
Во всех картинах художника современники отмечали высочайшее декоративное мастерство художника, разнообразие цветов, орнаментов и узоров в традициях русского зодчества.
Надо отметить, что за свою жизнь Виктор Васнецов внёс вклад в самые разнообразные области искусства – театральную декорацию и костюмы, архитектуру и прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве. А также создал эскизы главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве. Задание для ребёнка:
10. В. Кандинский «Жёлтое-красное-синее»
Абстракции в творчестве художника представлены в целой серии «импровизаций», «импрессий» и «композиций». Многие из них выглядят как сложные механизмы или случайные наборы геометрически форм и цветовых блоков, без сюжета и без названия. Но это только на первый взгляд. Все работы Кандинского – это выверенная композиция, созданная на основе внутренних переживаний и уникальной, неповторимой философии автора.
Существует несколько версий относительно того, что же изображено на картине «Жёлтое-красное-синее». Часть поклонников его творчества считают, что это абстрактный портрет самого Кандинского. И действительно, в прямой линии параллельной боковым сторонам картины угадывается очертания шеи и от неё подбородок, рот, нос, лоб, левый глаз, окружённый красным окуляром очков. Завершает портрет изящный воротничок в форме усечённого круга.
Внутри воображаемой головы – конструкция из жёлтого и голубого прямоугольников с устремлённым в небо красным лучом. Предположительно, это Воронцовский маяк, один из символов Одессы. В этом городе жили родители и родственники художника.
Выбранные цвета тоже не случайны. Для Кандинского, говоря его же словами, синий – это «небесный» цвет, а жёлтый – «типично земной». А вот алый – «упорный, навязчивый, сильный тон… подобен равномерно пылающей страсти; это уверенная в себе сила, которую нелегко заглушить».
Многие исследователи сходятся во мнении, что Кандинский был синестетом, то есть обладал особой формой восприятия мира. Синестезия выражалась у художника в единстве чувств: он видел цветовые образы, когда слышал музыку, и слышал музыку, когда писал. Задание для ребёнка:
С нами уже более 50 000 подписчиков!
7 лучших книг по воспитанию детей от 0 до 16 лет |
25 фильмов для семейного просмотра |
11 вдохновляющих цитат писателей о женщинах |