Э той осенью мы ездили в деревню, где когда-то жила моя прабабушка. Таких деревень, которые сумели сохранить свой первоначальный облик, сохранилось мало. Их можно увидеть только в музейных комплексах, таких как Малые Карелы или Кижи. В нашей деревне именно такие высокие дома с глубокими фронтонами, с потемневшими от времени бревенчатыми стенами. В самом доме широкие половицы, в окнах деревянные рамы, сохранилась простая крестьянская мебель из натурального дерева, кровати, украшенные узорчатым подзорами и лоскутными покрывалами. А какой воздух в этих домах!
С нами уже более 50 000 подписчиков!
Дом моих предков огромный: в нём две избы – летняя и зимняя, куча пристроек с потайными дверцами, несколько входов и выходов, поэтому в нём запросто можно заблудиться. Но самое таинственное место в доме – это чердак. Сколько там сохранилось «сокровищ»! Среди этих старинных вещей, которые заботливо хранила моя бабушка, а потом и моя мама, мы нашли наш детский дневник. Эти детские каракули, словно машина времени, унесли нас в далёкое детство. Нахлынули воспоминания, перед глазами замелькали яркие картины из прошлого. Прошло более 40 лет, а, кажется, что это было только вчера.
Карнавальный костюм
Далекий 1973 год. В школе скоро новогодний карнавал, я учусь в третьем классе. Учительница объявила, что на праздник все должны прийти в костюмах. Что делать, ведь мама в командировке? Жалуюсь подружке, а она рассказывает своей маме, заявляя, что без меня на праздник не пойдёт. И вот я у них в гостях. Тётя Зина снимает с меня мерки, вытаскивает свои запасы тканей и за неделю шьёт нам с Наташкой карнавальные наряды. И вот мы с ней гордые и важные торжественно входим в актовый зал школы, на нас бальные платья, сшитые из марли и занавесок, накрахмаленные, украшенные битыми ёлочными игрушками и колючим дождиком. Всю конструкцию удерживал спортивный обруч, чудом пришитый тётей Зиной.
Ёлка
Папа привез ёлку, положил её в гараж, установил дома только 28-го вечером. Квартира сразу наполнилась чудесным запахом хвои, который держался все новогодние каникулы. Мы с сестрой принялись её украшать, развешивая стеклянные игрушки, серпантин, конфеты. Среди игрушек были конфетки с сюрпризом: в красивую обёртку заворачивали хлебный мякиш. Правда, к концу каникул уже все подвесные сладости становились хлебными. Как только оформление было закончено и оценено критическим взглядом старшей сестры, мы направились к соседям, смотреть на их ёлку.
В родительском доме было 12 квартир. Каждый год среди соседей проходил негласный конкурс: мужчины – а они все работали в одной организации – соревновались, кто из них привезёт домой саму красивую ёлку, да ещё такую, чтобы на ней было как можно больше шишек. В основном привозили макушки елей, так что сами ёлки не страдали, а продолжали расти дальше. Ну, а мы, девчонки, соревновались, кто красивее украсит.
Игрушки моего детства живы и сейчас, с каждой из них связано воспоминание. Например, часики – это первая игрушка моих родителей, золотистую шишку я привезла из экскурсии на фабрику ёлочных игрушек, прозрачный поросёнок – подарок работника этой мастерской, игрушка не расписана и даже не обрезана трубочка, через которую выдували стекло. Каждая игрушка из детства имеет вот такой маленький рассказ, я знаю, кто её купил или подарил, что с ней связано. Сейчас мы ставим искусственною ёлку, для которой куплен красивый красно-золотистый наряд. Он безупречен, но не затрагивает душу.
Праздничный стол
Утро 31 декабря. Начались каникулы, закончилась суета со школьными карнавалами, утром можно вволю поспать, но уже в 7 утра я проснулась от ароматного запаха и тихого побрякивания посуды. Это мама колдовала на кухне, готовила праздничный ужин, пекла пироги. Около 10 утра я пошла на кухню, а там меня уже ждали тоненькие пирожки. Кстати, такие пекут только у нас на севере: калитки, колоба и красовался огромный рыбник (пирог с рыбой).
Не знаю, было ли изобилие продуктов в те времена, родители не посвящали малышей в житейские трудности, но конфеты и апельсины покупались впрок. Моя мама, да и родители моих подружек, конфеты перед праздником от нас прятали. Конечно, эти заначки мы всегда находили. Придвинув стол, взгромоздив на него стул, забирались к потайному местечку и вытаскивали конфетку за конфеткой. Помню, как Наташка, жаловалась, что она не смогла дома найти «сладкий клад». Оказалось, что конфеты лежали в кастрюле для супа и хранились в холодильнике.
Апельсины и мандарины мама покупала в большом количестве, и до праздника они хранились в тёмном месте. Помню, как мы с сестрой тихо их вытаскивали из ящика и уплетали. Конечно, ароматный запах фруктов нас выдавал, но родители делали вид, что ничего не видят.
Новогодний праздничный стол был довольно прост:
-
· жаркое (мясо с картошкой)
· котлеты
· винегрет
· рыбники
· отварная солёная треска с луком и растительным маслом
· холодец
· морс
· изобилие пирогов
· квашеная капуста
· солёные грибы (грузди или красный рыжик)
Эта праздничная закуска была очень вкусной и уплеталась за обе щеки. Сейчас, когда в магазинах изобилие продуктов и появилось море самых разнообразных рецептов, многие блюда так и остаются нетронутыми после новогодней ночи. В те времена такого не было.
Подарки
Мы с нетерпением ждали школьные праздники и «ёлки» у родителей на работе. А как радовались новогодним сладким подаркам! Каждый из нас получал три мешочка. Один подарок был от школы, два пакета от организаций, где работали родители. Придя с ёлки и высыпав «сокровище» на диван, мы сначала рассматривали каждую конфету, выбирая самые вкусные, часть сладостей хранили до конца каникул.
В те времена конфеты упаковывали в простые серые кулёчки. Уже когда мы стали старше, классная руководительница за две недели до праздника раздавала эти «крафт-пакетики» тем ученикам, которые хорошо рисовали, чтобы они дома сделали на них новогодний рисунок.
В школе проводился конкурс новогодних стенгазет. Зимние узоры, наряды Деда Мороза, Снегурочки мы украшали сверкающим «порошком», используя обычный канцелярский клей, а цветной порошок делали из битых старых стеклянных ёлочных игрушек.
Новогодние каникулы
В начале нового года все школьники целых две недели отдыхали от уроков. Дни казались длинными, обычно они были солнечными и морозными. Сделав утром все домашние дела, мы (одноклассники, соседские ребята) убегали на горки, катались на санках, лыжах, покоряли самодельные трамплины, рыли подземные ходы и пещеры в сугробах, просто валялись в снегу, изучая небо. Домой заявлялись похожими на сугроб: рукавицы и штаны были так облеплены ледышками, что могли стоять. Всю одежду раскладывали на печку и сушили.
В три часа дня на горках и во дворах становилось пусто. Вся ребятня замирала у голубых экранов, переживая за судьбу героев из сказки «Морозко» или фильма «Новогодние приключения Маши и Вити».
В памяти сохранились воспоминания, как я впервые увидела телевизор. До 1970 года телевизор был диковинкой, он был у единиц, и когда кто-то его покупал, то к ним в гости собирались не только соседи, но и жильцы из домов, расположенных рядом. Смотрели всё подряд, передачи бурно обсуждались.
С той поры прошло много лет, за плечами уже не один десяток новогодних праздников, среди которых много весёлых и креативных, но те праздники из далёких 70-80-х годов всё же были самыми счастливыми. Возможно, потому, что в детстве и небо кажется более ясным, и трава более зелёной.