Наш первый визит к ортопеду состоялся примерно в полтора года. Тогда сыну поставили диагноз плоско-вальгусное плоскостопие. Как правильная мама, я последовала всем рекомендациям: купила ортопедические сандалии и специальный коврик, водила ребёнка на массаж, электростимуляции, делала парафиновые «сапожки». Муж на это дело смотрел и говорил, что я зря стараюсь, гены возьмут своё и «будет он косолапить, как ты и тёща». Сейчас сыну 5 лет и сказать, что заметны кардинальные изменения, не могу. Иногда ловлю себя на мысли, что все мои действия бессмысленны, но на всякий случай покупаю ортопедическую обувь.
Ксения Старикова: «Мы стоим на учёте у ортопеда. Носим ортопедические сандалии, массаж делаем каждые полгода. Мне кажется, ножки ровнее стали».
Марина Масленникова: «У сына плоско-вальгусное, покупаю ему ортопедическую обувь уже несколько лет. Доктор прописал берцы, сын носит их только в садике. Но последние 2 года никаких изменений в лучшую сторону не наблюдаю. Думаю, что больше покупать специальную обувь не буду».
Елена Жукова: «У Анфисы нет серьёзных проблем. Одно время она ходила на носочках, но потом перестала. Для профилактики покупаю ей анатомические сандалии с супинатором и каблучком».
Существует мнение, что в России ортопедическая обувь – настоящая панацея: её покупают, когда надо и «на всякий случай», в то время как за границей дети ходят, кто в чём.
Дело в том, что западные специалисты не разделяют мнение наших докторов. Заграничные ортопеды убеждены: стопа ребёнка должна формироваться естественным путём, именно поэтому обувь европейских и американских брендов отличается от той, которую носят дети в нашей стране. Их обувь лёгкая, с гнущейся подошвой, без супинатора и каблука, с мягким задником. Западные специалисты расценивают детскую обувь лишь как средство защиты стопы от холода и повреждений.
В своей книге «Секреты педиатрической ортопедии» доктор медицинских наук Линн Штеели пишет, что жесткая обувь, ортопедические вкладыши не предотвращают и не исправляют плоскостопие. Наоборот, могут только способствовать его развитию, так как жёсткая обувь ограничивает подвижность стопы и ослабляет её. Не решают проблему и супинаторы. По мнению Линн Штеели, подходящей обувью является та, которая максимально приближена к условиям хождения босиком, и она должна обладать несколькими качествами: гибкость и лёгкость, наличие запаса по длине, плоская нескользкая подошва и круглый нос, который защитит ножку малыша, если он споткнётся.
Ортопедическая обувь заказывается индивидуально, с учётом угла искривления стопы малыша. То есть массовая продажа специальных сандалий или ботинок в магазинах, как говорится, «не есть хорошо». И уж тем более кроха не нуждается в профилактике, если к этому нет медицинских показаний.
В книге американского ортопеда доктора Саймона Виклера «Снимите ваши ботинки и идите. Как обувь вредит нашим стопам» говорится: «Насколько я могу удостовериться, «ортопедические» линии никогда не проектируются под должным медицинским контролем и вызывают нарушения функций стоп у миллионов американцев. <…> Идеальный физиологичный ботинок, ношение которого равноценно босоногости, сохранял бы детские стопы нормальными и к шести годам». Именно до этого возраста, по мнению западных специалистов, детям ортопедическая обувь не нужна в принципе. Все рождаются со 100% плоскостопием, и стопа формируется постепенно, вплоть до подросткового возраста.
Ортообувь понадобится в том случае, если доктор выявит определённые проблемы, которые должны быть подтверждены рентгенографическим исследованием. Если у малыша слабые ножки, то специальная обувь поможет быстрее сформировать стопу. Если же нарушений не обнаружено, то необходимости заковывать кроху в «кандалы» нет.
Лучшей профилактикой плоскостопия являются упражнения на шведской стенке и ходьба босиком, поэтому следует чаще разрешать ребёнку топать по траве, песку или асфальту. Важно понимать: обувь – это, действительно, лишь средство защиты стопы, она не сможет повлиять на формирование или коррекцию ножек. И, да, генетика возьмёт своё.
С нами уже более 50 000 подписчиков!