Поклонники классической литературы были в восторге от выступления Яромира Зайцева на телевизионном шоу «Лучше всех!». Рассказать об этом удивительном ребёнке, готовом, кажется, выразительно декламировать стихи часами, корреспондент Lucky Child попросил его маму Валерию.
Солнечный Мир
_____________________
– Нет, Яромир не был назван в чью-то честь. Мы выбирали имена, которые были по душе родителям, и те, на которые Яромир хорошо реагировал, находясь в животике. Я обращалась к нему и спрашивала. В итоге к моменту рождения оставался список из трёх имен. Интересно, что первоначально наш выбор пал на другое имя – тоже сильное. И первую неделю жизни его звали иначе. Тут решающую роль сыграл папа: я заметила, что он избегает называть ребёнка по имени: то «сын», то «малыш». Не легло ему – так и не назвал ни разу. Вот мы и изменили имя. Хотя все родные были против "Яромира". Имею в виду дедушек и бабушек. У каждого был свой лучший вариант.
Вообще, Яромир – древнерусское имя, с теми же корнями, что у ЯРОслава и ВладиМИРа. Только непривычное на слух для старшего поколения. Ярило – славянский бог солнца, весны, плодородия и любви. Так что у нас есть свой Солнечный Мир – мальчик, который светится любовью, и при этом очень сильный, с огромной энергией и внутренней силой.
– Когда сын был маленьким, лет до 2 с половиной, я ласково называла его Ярошкой. Но чем старше становится, тем меньше оно ему подходит. Так что сейчас предпочитаем полное имя. Ласково – Яромирчик. Ярочка – так называю только я. Маме можно, другим не разрешает. Ну, и Яр – для краткости. Нам тоже нравится.
Дорога к Пушкину
_____________________
– На данный момент – точно нет. (Улыбается.) В этом возрасте увлечения часто меняются. Для него всё в новинку, всё интересно, хочет постоянно пробовать новое. Очень жаль, что не всегда есть такая возможность. Любит плавание, обожает ходить в актёрскую студию. Мечтает изучать боевые искусства, современные танцы, учиться играть на гитаре. Год назад – да, стихи были на первом месте.
– Конечно, нет. (Улыбается.) Я всегда выступала за то, чтобы следовать за ребёнком и его интересами, углубляясь там, где он сам этого хочет. В годик это было несложно. Мы занимались плаванием, Монтессори, читали книги, развивали самые обычные бытовые навыки. О том, чтобы начинать что-то специально изучать в этом возрасте, не было и речи. Помню, как-то оплатили месяц занятий в модном «Бэби-клубе», Яромиру тогда и года не было. Для меня было шоком, что 10-11-месячных детей заставляют по 15 минут сидеть на месте, талдычат им названия животных и заставляют смотреть на табличку со слогами, якобы обучая чтению. Сбежала оттуда после двух-трёх посещений. Я категорически против навязывания.
Первое короткое детское стихотворение Яромир выучил с бабушкой в 2 года и 7 месяцев под Новый год. До этого мы много читали, но я не просила его рассказывать стихи. Вскоре, гуляя в парке и радуясь красоте зимней природы, очень легко разучили «Белую берёзу» Сергея Есенина. Подозреваю, что к тому времени он знал наизусть всего Корнея Чуковского, поскольку мог, помогая мне, с любого места продолжить рассказ. Однажды, когда мы были дома вдвоём, я случайно вошла в комнату и подсмотрела, как Яромир перед зеркалом рассказывает сам себе «Мойдодыра». Это было невероятно артистично, ярко и очень естественно. Я залюбовалась представлением. И в этот момент Яромир «попал». На следующий день мы больше двух часов записывали видео с «Мойдодыром», параллельно отрабатывая дикцию. Именно тогда я увидела, что у сына талант, и ему нравится таким образом самовыражаться – через стихи. Хотя, конечно, устал он тогда сильно.
Потом был большой перерыв. Мы по-прежнему много читали детские стихотворные произведения, иногда вместе их рассказывали, но специально ничего не учили. Летом, уже в 3 года, Яромир увлёкся Александром Сергеевичем Пушкиным, и больше всего его воображение будоражила вступительная часть к поэме «Руслан и Людмила». Уж сколько раз он просил её прочесть – не сосчитать. А в какой-то момент начал рассказывать сам. Без разучивания, без просьб. И, конечно, зашла речь об авторе. Яромир до сих пор говорит, что его самый любимый поэт – Александр Сергеевич Пушкин.
В Петербурге очень много памятников Пушкину, и я не упускала возможности к каждому из них подойти, что-то возле них почитать. Как-то Яромир спросил: «А он давно умер? Сколько ему было лет?». 37. А Яромиру – 3 с половиной. Именно в этом возрасте я процитировала первые строки знаменитого стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Смерть поэта», вкратце рассказав о дуэли. И он с самого начала влюбился в этот стих. Всё спрашивал меня: «А что дальше?». Прочитает, что помнит, до определённого места, останавливается и ждёт, когда следующую строфу расскажу.
Операция «Импровизация»
_____________________
– Первые пять куплетов он выучил за 2-3 дня, очень уж велико было желание. Дальше текст стал сложнее, но Яромир не отступал. Задора ему добавляло то, что чем дальше, тем менее охотно я ему читала. И не раз говорила, что это очень взрослое стихотворение: «Давай, мы здесь остановимся, а станешь постарше, пойдёшь в школу, тогда и доучим до конца». Но Яр каждый день повторял уже заученное и упрашивал «ну хоть ещё одну строчечку» ему подсказать. В итоге подняли этот вопрос на семейном совете. Папа был категорически против такого недетского, психологически сложного и кровавого произведения. Я прислушалась, поставила точку. Всячески старалась переключить внимание ребёнка на другие стихи – детские и не очень. Так, его репертуар значительно пополнился стихотворениями о природе, произведениями Сергея Михалкова, Сергея Есенина и другими. Удачным выбором был «Рассказ о неизвестном герое» Самуила Яковлевича Маршака. Дух героического повествования полностью захватил Яромира, и он по-настоящему его прочувствовал, почти позабыв и о Пушкине, и о дуэли.
Но спустя время снова вернулся к «Смерти поэта» с прежней настойчивостью. Кажется, это был уже январь 2019-го. Вот тогда я и сдалась… Раз все наши фокусы с переключением внимания не сработали, ребёнка не удалось ни переубедить, ни отвлечь, пусть будет так, как хочет он. И мы принялись доучивать, полностью сконцентрировавшись на «Смерти поэта». Окончание у стихотворения сложное. Не каждый взрослый поймёт. Так что разбирали мы каждую строчку. И смысл текста, и эмоциональный посыл – всё это я пыталась объяснить трёхлетнему ребёнку так, чтобы было доступно для его понимания, не зацикливаясь на значении отдельных слов, но рисуя образы. И, кажется, кое-что получилось.
Сложно оценить общее количество времени, сколько его учили, так как был большой перерыв. Но, в целом, далось ему легко. Даже легче, чем «Не спать» Самуила Маршака, и значительно легче, чем «Всё начинается с любви». Так как, честно говоря, последние стихотворения выбрала я, и он не горел желанием их запоминать. А «Поэтом» горел. Вот и вся разница.
– Никогда не думала об этом. У Яромира в репертуаре больше 40 стихотворений, и почти каждое можно сделать «коронным». К тому же на «Лучше всех!» чтение «Поэта» не входило в программу. Номер Яромира – это стихи о временах года. Но все об этом почему-то забывают. (Смеётся.)
Всё, что происходило на красном диване с Максимом Александровичем – полная импровизация. Мы предполагали, что Яромир расскажет ему одно из стихотворений. Повторили Роберта Рождественского, «Неизвестного героя» Самуила Маршака и как раз «Смерть поэта». Но не было никакой гарантии, в какую сторону пойдёт разговор, о чём именно его спросит ведущий. Редакторы отказались дать список вопросов – даже не намекнули, к чему готовиться. Момент первого удивления, импровизации, естественности играет в шоу важную роль. Ребёнок отвечает не как «мама научила», а как думает и чувствует он сам в этот момент.
Чего не делают артисты
_____________________
– Я хотела обыграть в номере именно «Смерть поэта». Ещё на январском собеседовании в редакторской предлагала. Тем более Яр как раз проживал пик любви к этому произведению. Но мне сказали, что передача развлекательная, и тяжёлых тем – войны, смерти – стараются избегать. Поэтому пока не вышел эфир, я вообще боялась, что стихотворение вырежут, так как оно не вписывается в концепцию передачи и слишком длинное.
Что касается тематики «Времена года», то это явно не самая любимая тема Яромира. Его увлекает действие, подвиги, геройства – в общем, экшн. А также, юмор в стихотворениях. Поэтому когда нам в марте позвонили и спросили, готовы ли мы через неделю приехать читать о временах года, так как у постановщиков есть классный замысел на эту тему, я растерялась, но согласилась. Яромир тогда знал осенний стих «Ласточки пропали» и ещё «Поёт зима, аукает», и то нужно было их активно вспоминать. А ещё подбирать и учить что-нибудь про весну и про лето. Горячая тогда выдалась неделька, и всем было очень непросто, но мы справились!
– Репетиции – это громко сказано. В первый день по приезду в Москву мы с чемоданами приехали в съёмочный павильон. Посмотрели, где всё будет проходить, познакомились с главным режиссёром. Он задал Яру несколько вопросов, и нас отпустили отдыхать в отель. Второй репетиционный день был более длительным. Примеряли костюмы, продумывали образ. Репетировали выход на сцену под музыку. Яромир рассказал стихотворения о временах года и ещё пару стихов. Начал «Погиб поэт» – потом заявил, что оно слишком длинное, и он не хочет рассказывать до конца. (Смеется.)
Уже в отеле я с ним довольно строго это обсудила и отчитала: нельзя на сцене, перед зрителями, останавливаться на середине стихотворения и говорить: «Дальше читать не хочу». Артисты так не делают. В итоге на съёмках Яромир говорит Максиму Галкину: «Когда мне будет 10 лет, я не буду говорить, что я не хочу… рассказывать до самого конца «Погиб поэт»». Видимо, наш разговор ему запомнился.
А насчёт декораций по временам года – да, их Яромир увидел только на съёмках. Более того, не разрешали даже говорить ему, что будут декорации, снег, листопад и прочие радости. В итоге он сильно растерялся, из-за чего прочёл стихотворения намного слабее, чем на репетиции. Но живость эмоций оказалась действительно важнее, чем техника чтения.
– Нет, до съёмок передачи он нигде не занимался. Только в этом сентябре посещали петербургский филиал студии «Актёр», и ребёнок был в восторге. Но, к сожалению, в связи с финансовым положением пришлось приостановить занятия.
Свой клиент
_____________________
– Так и есть – это было его решение. Ну, а технические действия… Как Вы себе представляете трёхлетнего ребёнка, заполняющего анкету? Конечно, к решению поехать на шоу его необходимо было подвести. Да и меня тоже. У нас в доме нет телевизора, и я давно не смотрю развлекательные передачи. Поэтому когда люди советовали пойти с ребёнком на кастинг, я кивала, улыбалась и забывала об этом. Потом начала открывать Youtube и просматривать выпуски, кое-что запомнилось и понравилось. Особенно Максим Галкин открылся для меня с новой стороны. Стала показывать некоторых ребят Яромиру. Однажды он заявил: «Я тоже хочу «Медаль в студию!» и рюкзачок со сладостями». И, конечно, он мечтал посидеть на красном диване и пообщаться с Максимом.
В ноябре прошлого года я впервые отправила несколько видеозаписей на страничку кастинга в Instsgram. Мне ответили, что идёт активная подготовка к Новому году, и нет возможности ознакомиться – напишите, мол, после праздников. В январе нас пригласили на индивидуальное собеседование, ездили в Останкино встретиться с редакторами. А в марте – на съёмки. Почти полгода прошло с момента первой заявки.
– Своей открытостью в общении, харизмой, естественностью... Помнится, стихотворение он тогда рассказал очень посредственно (на мой критический взгляд) – постоянно прерывался, говорил: «Всё, хватит». Приходилось уговаривать его продолжать. По приезду в Москву я внезапно заболела, и в тот день, когда была назначена встреча в Останкино, температура у меня поднялась до 40 градусов, помню всё как в тумане. Яр тоже заболел на следующий день. Похоже, что и он на собеседовании неважно себя чувствовал, потому и вёл себя капризно. Так что моё бесконечное восхищение замечательным редакторам «Лучше всех!» Кате и Ане, которые разглядели нечто большее за его упрямством. Сразу сказали: «Наш клиент!».
– На “Лучше всех!” работают отличные стилисты, они сами подобрали костюм. Только белых брюк не нашлось нужного размера, просили папу, который приехал к самому началу съёмок и привёз из дома.
– Да, Яромир – уверенный в себе ребёнок. И очень открытый. Много времени занимает ожидание, пока снимаются другие. Иногда номера переставляют местами, и приходится ждать ещё на несколько часов дольше. Но подобралась тёплая компания, так что детям было не скучно, они отлично проводили время за сценой.
Сами съёмки… Минут 30 на красном диване и примерно столько же выступление по временам года – каждый раз меняли декорации, всё это занимает время. Основной номер снимали только через день, так как оказались не готовы декорации. В целом, около часа на сцене.
– Яромир в восторге. Этим всё сказано. Очень расстроился, что после съёмок не было возможности ещё с ним пообщаться. Он же столько всего не успел рассказать!
Торопится жить
_____________________
– Конечно. Это вообще свойственно детям его возраста – стремиться поскорее повзрослеть.
– Так вышло, что выпуск передачи пришелся как раз на день рождения Яромира – на его четырёхлетие. С одной стороны, это был лучший подарок. Мы даже торт сделали отдельный – в форме медали «Лучше всех!». А с другой – после праздника с детьми сын был очень уставший, не захотел даже смотреть. Зато потом многократно пересматривал в записи. Конечно, ему нравится. Спрашивает регулярно, когда опять поедем к Максиму Галкину.
– Понятия не имею. На вопрос, нравится ли ему сниматься, неизменно отвечает: «ДА». Ну, а остальное в этом возрасте зависит от родителей и от многих других факторов. Надеюсь, что он не раз ещё попробует себя в роли актёра, чтобы определиться. Как маме, мне хочется, чтобы он развивал свои таланты. А навыки в этой сфере всегда помогут в жизни, какую бы дорогу сын ни выбрал.
– Я его вижу счастливым и реализованным человеком. Конечно, буду стараться помочь отыскать свой жизненный путь. Но не навязыванием своего мнения. Пусть старается, делает, совершает ошибки, пробует что-то новое. Я могу только наблюдать, к чему у него наибольший интерес и способности, развивать эти направления. И быть безусловной поддержкой во всех взлётах и падениях.
Что же касается желаний самого Яромира, то полгода назад он мечтал стать «пиратом, как капитан Питер Блад», ещё за полгода до этого не мог определиться между космонавтом и доктором. Сейчас склоняется к будущему супергероя. Что будет дальше, не знаю… Теоретически, только профессия актёра может помочь всё это совместить. (Улыбается.)
– «И жить торопится, и чувствовать спешит!» - точно про него. Яромир – цельный человечек, который живёт из сердца, очень самостоятельный, с сознанием своей ценности. Всей душой жаждет быть услышанным – и наполняет пространство вокруг себя любовью, несмотря на все шалости и неуёмную энергию.
Читайте о других талантливых детях в нашем блоге:
С нами уже более 50 000 подписчиков!